Судьба и здоровье. Переход на главную страницу.

 

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ 

Один из перечней грехов в сочинениях христианских теологов и духовных писателей: гордость, алчность, блуд, гнев, чревоугодие, зависть и уныние. Этот список не опирается на библейские тексты и не является прямым откровением Бога, но стал общепринятым со времен Фомы Аквинского, немного изменившего перечни смертных грехов, приводимые Иоанном Лествичником и Григорием Великим. Эти грехи выделены не потому, что это самые тяжкие или самые великие из всех грехов, а потому, что они неизбежно влекут за собой другие грехи и, в конце концов, приводят к гибели бессмертной души, попадающей в ад.  

            В то же время ставится под сомнение принадлежность некоторых пунктов этого списка к смертным грехам, относя их к грехам простительным (например, чревоугодие и похоть).

            Вот некоторые высказывания на эту тему.

Кто ненавидит весь мир, тот не может любить себя.

Кто ненавидит весь мир, тот презирает самого себя.

Если пожелаешь чужое, возненавидишь и своё, и потеряешь и то, и другое.

Если станешь близким служанке, как жене, не будешь иметь ни служанки, ни жены.

Если часто пьёшь за чужое здоровье, потеряешь своё.

Если непрестанно считаешь чужие деньги, всё меньше будешь иметь своих.

Если непрестанно считаешь чужие грехи, то и твои грехи умножатся.

Большое богатство само по себе не является ни злом, ни благом. Но в руках плохого человека богатство становится злом, а в руках хорошего человека богатство становится благом.

 

Святитель Николай Сербский

 

 

Злоба крайне убийственна для души и тела: палит, давит, мучит. Никто, связанный злобою, да не дерзнёт приступить к престолу бога любви.

Скорбь - смерть сердца и она есть падение от Бога.

Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин.

Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его, а ненависть мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других, тот мучит и тиранит сам себя, - тот глупее всех глупцов.

Помни изречение Святого Писания: "Не побеждён бывай от зла, а побеждай благим благое". Тебе грубят, тебя раздражают, на тебя дышат презрением и злобой - не плати им тем же.

Человек, озлобленный против нас, есть человек больной; надо приложить пластырь к сердцу его - любовь.

Обиженный кем-либо, не будь злопамятен, а когда обидевшие тебя покажут тебе ласковый вид, обратятся с речью к тебе, не обрати сердца своего к злобе, а говори с ними ласково и добродушно, как будто бы ничего и не бывало между тобой и ими; научись побеждать благим злое, злобу - благостью, кротостью и смирением. Не говори в сердце обидевшему тебя: как! он говорит со мной, изобидев меня, ни во что вменяет обиду свою мне, да я не считаю его достойным говорить со мной; отвергаю, презираю его; пусть знает, каково обижать меня. - Не будь горд и злопамятен, не говори так, да не прогневается на твоё жестокосердие Господь.

Многие богачи и важные сановники променяли бы дворцы свои на хижину бедняка, только бы достать сердечное его спокойствие.

Гордый человек, в то время как другие рассказывают о добродетелях какого-либо человека, лукаво боится, как бы этот человек не был выше его по добродетелям и не затмил его, ибо гордый ставит себя выше всех и не воображает найти такие же добродетели или лучшие в других людях. Беда для него - совместничество других.

Те, которые подают алчущим хлеб или деньги с жалением, с лукавым оком и несытым сердцем, - всё равно что кладут яд в свой хлеб или в свою милостыню, хотя этот яд - духовный, невидимый.

Ничтожна милостыня того человека, который подаёт её не доброхотно, потому что милостыня вещественная не его, а Божий дар, ему же принадлежит только расположение сердечное.

Не допускай, чтобы Диавол вселял в сердце твоё злобу и вражду на ближнего, не давай ей никоим образом гнездиться в сердце твоём; иначе твоя злоба, хотя и не высказанная на словах, но выраженная только во взгляде, может заразить чрез зрение и душу брата (ибо ничто так не заразительно, как злоба, особенно она заражает удобно тех, которые имеют в сердце избыток недремлющей злобы), раздуть в нём искру злобы в целое пламя.

Самолюбие и гордость наша обнаруживаются особенно в нетерпении и раздражительности, когда кто-нибудь из нас не терпит малейшей неприятности, причиненной нам другими намеренно или даже ненамеренно, или препятствия, законно или незаконно, намеренно или ненамеренно противопоставляемого нам людьми или окружающими нас предметами. Самолюбие и гордость наша хотели бы всё поставить на своём, окружить себя всеми почестями, удобствами жизни временной, хотели бы, что бы нашему мановению повиновались безмолвно и быстро все люди и даже - до чего не простирается гордость! - вся природа; тогда как - о горе! Сами мы весьма косны к вере и ко всему доброму делу.

Кто нетерпелив и раздражителен, тот не познал себя и человечество и недостоин называться христианином!

Чтобы люди почитали и любили друг друга, не гордились, не надмевались друг перед другом, премудрый Господь дал разным людям различные свои преимущества естественные и благодатные так, что бы они имели нужду друг в друге.

Не унывай и не приходи в отчаяние, когда чувствуешь в душе своей убийственное дыхание и брожение злобы и лукавства, нетерпения и хулы или расслабление от нечистых и скверных помышлений, но борись с ними неослабно и терпи мужественно.

Замечательно, что люди раздражительные, после агонии сильного и продолжительного гнева и после испытания всей его мучительности, делаются, как говорится, шелковыми, кроткими и смирнехонькими.

На злого, гордого, заносчивого смотри как на ветер и не обижайся его злобою, гордостью, заносчивостью, но будь сам в себе покоен.

Скупость производит опустошение любви и поселяет ненависть к взимающему или похищающему наше достояние, а щедрость душевная производит любовь к тем, коих мы ущедряем.

Скупец вещи ценит, а человека не ценит, которому вещи нужны; вещи жалеет, а человека не жалеет, хотя человек бесценное существо, Себе не жалко, а другому жалко; себя любит, а другого нет.

Избегай лести, дерзости и самоуправства. Душа наша имеет к этому страсть, когда другие делают что-либо не по нас или не делают того, чего бы мы желали. Терпи: подумай, что было бы, если тебе другие мстили бы тотчас же, как ты сделал что-либо не по их воле или не исполнил того, что мог бы исполнить и должен был исполнить?

Ни на что не должно огорчаться и раздражаться, потому что чрез частое огорчение и раздражение образуется весьма вредная, нравственно и физически, привычка раздражаться, тогда как чрез равнодушие к противностям образуется добрая и полезная привычка всё переносить спокойно, терпеливо. Множество случаев может представиться в этой жизни бесчисленных взаимных несовершенств наших, и если при всяком случае огорчаться, то не станет нашей жизни и на несколько месяцев. 

Когда подаёшь просящему, который не белен, здоров и по-видимому не заслуживает подаяния, отчего сердце твоё пожалеет для него поданной милостыни, - покайся в этом, ибо и нам Божественная Любовь подаёт блага свои, тогда как мы имеем их и без того довольно. Любовь к ближнему должна так говорить в тебе: хотя он и имеет, но не худо, если я увеличу его благосостояние. Мне подаёт Бог, почему же мне не подать нуждающемуся? Говорю: нуждающемуся, ибо кто станет протягивать руку без нужды? Если бы ты сам только по заслугам получал от Бога дары Его благости, то, быть может, должен был бы ходить нищим. К тебе Бог щедр не по заслугам, да и ты сам хочешь, что бы Он был щедр. Как же ты не хочешь быть щедрым к братья своим, имея избытки.

Гордость обыкновеннее всего показывает себя в том, что зараженный ею делает себе равными всех или, по крайней мере, многих высших себя по возрасту, по власти, по способностям, и не терпит быть ниже их.

Если ты злобишься на брата за грехи его, положим даже соблазнительные, то вспомни, что ты сам не без грехов, тоже соблазнительных, хотя, может быть, в другом роде.

Милостыня человеческая подозрительна: боится, как бы не дать тому, кто имеет, или не дать много. Милость же Господня не такова: "Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делах Его; имущему, говорит Господь, дано будет, и преизбудет, а от неимущего же, и еже мнится имея, взято будет от него".

Не заботься о деньгах: если будет нужно, то Бог как манны насыплет тебе их, или как перепелов нагонит их тебе. "Господня бо земля и исполнение ея, вселенная и вси живущи на ней".

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

 

Мерзок перед Богом смрад блуда мирского человека.

 

Преподобный Сергий.

 

 

Разве не знаете, что вы - храм Божий, и дух Божий живёт в вас? Если кто разорит (растлит) храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а сей храм - вы. (1 кор. 3, 16.17.)

 

 

Пословицы.

 

Лучше по миру собирать, чем чужое брать.

Лучше попросить ради Христа, чем отнять из-за куста.

Дай вору хоть золотую гору - воровать не перестанет, а честного хоть засыпь золотом - не заглянет.

Вор ворует не для прибыли, а для гибели.

Гордым быть, глупым слыть.

Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать.

В убогой гордости дьяволу утеха.

Во всякой гордости черту много радости.

Смирение паче гордости.

Сатана гордился, с неба свалился; фараон гордился, в море утопился; а мы гордимся, куда годимся?

 02 января 2009 года.

  zxzs899

Судьба и здоровье. Переход на главную страницу.