Судьба и здоровье. Переход на главную страницу.

 

 

Структура  процесса мышления

и обмен информацией с окружающим миром 

 

 

 

Для того, чтобы глубже понять методику работы с подсознанием, представляется целесообразным более  полно рассмотреть процесс мышления человека, отобразив структуру мышления в виде некоей упрощённой схемы, приведённой на  рис.1. Этот рисунок в дальнейшем ещё не раз понадобится нам, поэтому мы рекомендуем распечатать его на отдельном листе и иметь перед глазами.

 

В общем виде процесс мышления и информационного обмена с окружающим миром выглядит следующим образом.

 

Информация из окружающего мира поступает к органам чувств человека, вызывая в них соответствующие биофизические процессы, в результате которых формируются биосигналы, которые после преобразования, произведенного соответствующей частью подсознания, дают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы. Кроме того, информация из окружающего мира поступает к другим органам и частям тела человека, добавляя ему дополнительную информацию об окружающем мире. Например, некоторые сверхчувствительные люди могут «видеть» руками, тогда как другие получают информацию непосредственно через подсознание в виде интуитивного знания. Обратите внимание, что уже на этом этапе часть информации из окружающего мира теряется, ибо человек некоторые сигналы на сознательном уровне не может почувствовать, хотя они оказывают на него сильнейшее влияние (например, ультразвук, радиоволны или рентгеновское излучение), то есть человек априори анализирует не саму реальность, а лишь доступный ему фрагмент этой реальности.

 

Нервозность? Усталость? Депрессия? Избавиться легко!

Подробнее

Полученная человеком информация проходит обработку родовой программой, которая сильнейшим образом влияет на мироощущение человека, видоизменяя первичную полученную человеком информацию в соответствии с заданной при рождении человека программой его поведения и существования. Родовая программа действует с момента  рождения человека и остается неизменной в течение всей его жизни. Строго говоря, в компьютерном смысле, родовая программа вообще-то не является программой, так как она не содержит конкретного перечня поступков, которые человек обязательно должен осуществить в течение своей жизни, а реализуется через некий набор врожденных свойств (инструкций), число которых исчисляется тысячами и даже десятками тысяч. К числу таких свойств могут быть отнесены:

- склонность к определенному виду деятельности, являющаяся основой формирования династий;

- склонность к определенной манере поведения (активность,  пассивность и т.п.);

- определенные черты характера (целеустремленность или бесцельность, храбрость или трусость, твердость, мягкость и т.п.);

- цветовые, тактильные, слуховые или вкусовые предпочтения или отторжения (помните, как относился к помидорам Павел Кадочников в фильме «Укротительница тигров»?);

- определенные тенденции по отношению к детям, к родителям или к противоположному полу.

Для наглядности мы привели в качестве примеров наиболее заметные составляющие родовых программ, тогда как их основной объем составляют мельчайшие детали, которые и определяют всю причудливую мозаику поведения человека и в конечном итоге его судьбу.

Родовая программа в виде пакета мировоззренческих концепций может нести предрасположенность к некоторым заболеваниям и к возникновению неприятных моментов  в человеческой жизни, однако было бы неправильно рассматривать родовые программы как некое неизбежное наказание или рок, преследующий человека. Родовые программы имеют и положительные функции, так как передают человеку характерные особенности его рода, без которых совершенствование человечества было бы невозможно. Родовая программа передается человеку в момент рождения и совместно с информацией на уровне генов определяет его стартовую индивидуальность.

Целью существования родовой программы является передача будущим поколениям информации и опыта, накопленного предками.

 

Социальные предписания отражают требования той социальной группы, к которой человек принадлежит. Одним из главенствующих социальных предписаний является язык, определяющий и ограничивающий круг общения человека. Существует такое мнение: сколько человек знает языков, столько жизней он и проживает, что, в известной степени, верно, ибо владение дополнительным языком открывает для человека новый массив предписаний. Не менее важным фактором являются национальные особенности жизни данного человека, ибо одни и те же факторы люди разных национальностей воспринимают по-разному. Семейные устои, религиозные догмы и обычаи повседневной жизни также имеют очень существенное значение и интерпретация одного и того же факта мусульманином и католиком, европейцем и африканцем будет весьма различной.

Социальные предписания в  той или иной мере присутствуют в родовой программе, но их основная масса приобретается человеком в процессе обучения, о механизме которого будет написано ниже.

Примеры социальных предписаний:

- характерные слова, присущие данной социальной группе (жаргон);

- характерная манера одеваться (сравните одежду хиппи, японцев, китайцев и жителей Индии);

- характерные жесты и их значение (кулак с поднятым большим пальцем в Европе означает одобрение, а на востоке осуждение);

- отношение к соплеменникам (сдержанное среди россиян и более заботливое среди евреев, татар и др.);

- права женщин (ограниченные у народов востока, равные среди европейцев и несколько гипертрофированные в США);

- отношение к специям (грузины потребляют специй больше, чем эвенки), к алкоголю и другие социальные особенности (как говорил Салтыков-Щедрин: «Что   для   русского   хорошо, то  для  немца - смерть!»).

Целью социальных предписаний является формирование в человеке свойств, позволяющих ему наилучшим образом вписаться в соответствующую социальную группу. Однако при изменении ситуации социальные предписания могут вступить в противоречие с другими интересами личности.

 

Индивидуальные (личностные) предписания базируются на родовых программах, социальных предписаниях и личном опыте, уточняя и индивидуализируя личность. Индивидуальные предписания включают в себя четыре основных индивидуальных свойства человека (черты характера, мысли,  эмоции и поведение), за которыми скрываются отношение человека к самому себе, к близким людям и к людям вообще, его симпатии и антипатии, идеология, приверженность чему-либо, цель и способ существования, вид деятельности, уровень агрессивности и все другие индивидуальные особенности, отличающие одного члена данной социальной группы от другого.

Индивидуальные предписания формируются только в процессе обучения человека и направлены на обеспечения возможности наилучшего продвижения к поставленной цели в том виде, в каком человек представляет её в каждый конкретный момент времени.

Примеры индивидуальных предписаний:

- индивидуальный стиль и темп речи, её эмоциональная насыщенность, жестикуляция и другие индивидуальные манеры общения;

- индивидуальная манера одеваться, личный имидж;

- внешний вид (прическа, макияж и т.п.);

- уровень эрудиции, образование, профессия, специальность, объём профессиональных знаний;

- привычки, пристрастия, увлечения, в том числе любимые блюда, отношение к алкоголю, к азартным играм и т.п.;

- отношение к супругу (к супруге), отношение к родителям, отношение к своим и к чужим детям, отношение к государству и др.  

Целью формирования индивидуальных предписаний является наилучшее раскрытие индивидуальных свойств данной личности. Индивидуальные предписания весьма часто вступают в противоречие с родовой программой и с социальными предписаниями, порождая внутренние конфликты личности.

 

В течение человеческой жизни социальные и индивидуальные предписания подвержены существенным изменениям, отражающим развитие общества и развитие человека как члена этого общества, причем при существенном изменении социальных предписаний человек даже может оказаться в другой социальной группе, тогда как инструкции родовой программы все время остаются неизменными.

 

Информация из окружающего мира, прошедшая вышеуказанные стадии обработки, фиксируется ядром подсознания, которое является своеобразным хранилищем накопленного подсознательного опыта и подсознательных сводных правил. Ядро подсознания непрерывно отслеживает все изменения поступающей в него информации, уточняя социальные и индивидуальные предписания и формируя таким образом подсознательную модель окружающего мира, которая, как нетрудно заметить, вследствие применяемых субъективных правил обработки информации весьма далека от реальности.

 

В дальнейшем созданная подсознанием подсознательная модель мира обрабатывается на сознательном уровне. При этом определенная часть сознательного разума, которую можно назвать тактическим анализатором, определяет, что происходит с самим человеком и в окружающем мире прямо сейчас, в данный момент времени, и что человеку надлежит сделать немедленно для достижения локальной цели (например, в целях безопасности) и каким образом это сделать, тогда как другая часть сознательного разума, которую можно назвать стратегическим анализатором, оценивает истоки и причины возникновения данной ситуации (например, причины возникновения опасности), экстраполирует развитие ситуации в будущее и определяет, что и как потребуется сделать при ожидаемом развитии событий. Подсознательная модель окружающего мира, а также информация тактического и стратегического свойств поступает в ядро сознания, которое является своего рода хранилищем накопленного сознательного опыта, сознательных образов и сводных правил, которые и определяют представление человека о самом себе и об окружающем мире. Это сознательная модель окружающего мира, которая, как вы видите, ещё более далека от реальности, поскольку построена на заведомо искаженной подсознательной модели окружающего мира, к тому же подвергшейся дополнительной ситуационной обработке.

 

Для сравнения значимости сознания и подсознания отметим, что человеческий интеллект за целую жизнь формирует всего 400-500 смысловых позиций, да и те носят динамический характер, т.е. стираются при их неиспользовании, тогда как подсознание накапливает за это время более 5 миллиардов действий и хранит их в течение всей человеческой жизни.   

 

Как подсознательная, так и сознательная части разума действуют исключительно в интересах человека, используя все имеющиеся в их распоряжении средства для достижения человеком своих текущих и глобальных целей, но делают это разными способами – подсознание путем восприятия информации из окружающего мира и её формальной переработки в соответствии с установленными алгоритмами, а сознание путем выработки стратегических и тактических решений.  

 

Из рассмотрения описанного процесса мышления человека проистекает тот факт, что человек является самообучающейся системой, и для рассмотрения этого факта вновь обратимся к рис.1.   

 

Итак, на начальных этапах жизненного пути в подсознании человека имеются только инструкции родовой программы и поэтому вся поступающая информация обрабатывается только на основании этих инструкций. Результат такой обработки поступает в сознательную часть разума человека, которая вырабатывает тактические инструкции и одновременно строит модель дальнейшего развития событий с учетом реакции человека. На основании этих расчетов из сознательной части разума в ядро подсознания поступают соответствующие сигналы, корректирующие подсознательную модель окружающего мира, вследствие чего ядро подсознания выдает нужные команды соответствующим органам и частям тела человека, действия которых передаются во внешний мир, который, в свою очередь, реагирует на действия (поступки) человека в соответствии с действующими в этом мире законами.

Изменившаяся информация из окружающего мира тем же путем вновь поступает в ядро сознания и, если обнаруживается различие между ожидаемой и реальной реакцией окружающего мира на поведение человека, то в ядро подсознания передается информация, которая корректирует соответствующие социальные или индивидуальные предписания, а также формирует новые сигналы для органов и частей тела человека и таким образом оказывает новое воздействие на окружающий мир. Такие итерации осуществляются многократно до тех пор, пока различия между действительными и ожидаемыми последствиями поведения человека не становятся достаточно малыми, после чего процесс обучения человека данному навыку можно считать осуществленным. Если учесть, что ежедневно человек вырабатывает приблизительно шестьдесят тысяч мыслей, то можно предположить, что им ежедневно создается столько же подсознательных и сознательных моделей реальности, поэтому, с технической точки зрения, процесс обучения происходит довольно быстро, однако на практике скорость реакции окружающего мира на некоторые воздействия человека, например на эксперименты генной инженерии, достаточно мала, так что в этом случае для завершения процесса обучения человеку может быть недостаточно всей его жизни, хотя в других случаях, например при обучении езде на велосипеде, обучение происходит в реальные сроки.

 

Укрупнённая модель обучения человека приведена на рис.2.

Предположим, что поставлена некая цель – годовалый ребенок должен сделать несколько шагов. Исходя из этой цели его подсознание и сознание производят обработку информации, поступающей из окружающего мира (место, где находится ребенок, его положение в пространстве, условия окружающей среды, расстояние, которое нужно преодолеть, наличие препятствий и т.п.) и вырабатывают серию инструкций для частей и органов тела, посредством которых ребенок оказывает воздействие на окружающий мир (наступает на землю, на пол). Обобщённая модель окружающего мира, включающая в себя и информацию о движении ребенка, непрерывно сравнивается с ожидаемым результатом его действий, и, если ожидаемый и реальные результаты воздействия на окружающий мир не совпадают, производится корректировка способов поведения, в результате которой после некоторого количества попыток ребенок научится ходить, причем в процессе обучения появятся первые (или новые) индивидуальные и социальные предписания – сформируются определенные черты характера и установятся правила поведения на прогулке.

 

По этой же схеме происходит самообучение человека и по всем другим направлениям, включая сложнейшие процессы его взаимодействия с обществом, ибо и в этом случае расхождение между желаемым и реальностью является источником развития личности.        

 

 

 30 апреля 2009 года.

 

Следующая страница

Судьба и здоровье. Переход на главную страницу.

 

 

 

  zxzs899