Зло в нашей жизни

 

 

Астропсихолог Игорь Володин

care_gado@list.ru

 

 

Зло – это проявление нашего несовершенства, поэтому не следует раздражаться из-за того, что кто-то по отношению к Вам совершает недобрые поступки. Конечно, нельзя ратовать за то, чтобы Вы без всякого действия созерцали то, как по отношению к Вам совершается зло. Но и мстить за него то же не следует.

 

Да, утверждение, что зло наказуемо, верное. Но не Вами, поверьте. Представьте себе ситуацию, когда в зале суда судья зачитывает приговор человеку, который совершил зло. Да, его, конечно, накажут. Но, кто. В социальной сфере специально для наказания провинившихся разработан уголовный кодекс, где указаны соответствия преступлений и наказаний. В чем традиционно выражается наказание. Есть самая простая мера – это лишение свободы. На, что она нацелена? Это ограничение выбора по задумке создателей системы наказаний должно вызвать осознание у человека того, что он по отношению к окружающим его поступил неправильно. Такое осознание ни что иное, как совершенствование человека, его развитие. Так мы возвращаемся к тому, с чего начали наш разговор о том, что зло есть проявление несовершенства человека.

 

Многие из Вас, видимо, слышали такое понятие, как «Черный учитель». Нет, конечно, он не по цвету черный, да, и учителем в прямо понимаемом смысле назвать его то же нельзя. Так что же он делает по отношению к людям, что делает и, кто он такой вообще. Скажу, что это обычный человек, как все. Нет, он не колдун, и не волшебник, который переполнен ненавистью ко всему, что живет и развивается. Но его задача проявлять наше несовершенство, делать видимым то, на что нам не хочется смотреть. Почему мы называем его черным. Наверное, потому что он, как мы считаем, несет нам зло. Ведь он делает то, что мы не хотим испытывать. Мы говорим, что нам неприятно это ощущать или больно чувствовать. Мы делаем попытки воспитывать этого человека, воздействовать на него, нервничать, обвиняя ближнего в своих бедах. Здоровье, однако, наше не бесконечно. И иногда мы завершаем свою жизнь, обвиняя в фатальном стечении обстоятельств того, кого считали нашим черным учителем. А так ли он виноват в наших бедах. Да, у него отсутствует культура, слабо освоены те ценности, которые имеют место у большинства окружения. И вообще, его присутствие сильно напрягает, если не сказать раздражает. Так кто же этот «Зомби», «Монстр»… А ведь в его лице часто представлен наш родственник или друг. Как мы можем питать к нему хоть какие-то негативные чувства.

 

Нервозность? Усталость? Депрессия? Избавиться легко!

Подробнее

Здесь наше сознание раздваивается. Нам хочется сохранить родственные отношения и, при этом, мы воспринимаем своего родственника, как своего врага. Чтобы можно было направить его в какую-то одну сторону, я приведу пример. Все из Вас знают полные драматизма союзы садистов и мазохистов. Часто встречаются такие семейные пары. Но в жизни все обстоит несколько сложнее. У садиста преобладает желание получать удовольствие оттого, что кто-то мучается, но имеет место маленькая слабость, при удовлетворении которой, садист может испытывать удовольствие. Мазохиста касается то же самое. сторона его личности, когда он может проявить некоторую жесткость, если даже не жестокость, получая от этого удовлетворение. Из этого примера можно сделать вывод, что злые наклонности людей, неважно на кого они нацелены: на другого или на самого человека, проявляются в виде крайностей. Например, если человек к чему-то или кому-то сильно привязан, то привязанность, в конечном счете, поворачивается к нему нежелательной стороной. Этим гримером я также хотел показать, что зло только отчасти оказывает влияние на окружающих. Но в большей степени, хотя это не всегда видно явно, влияет на самого человека.

 

Таким образом, зло является следствием несовершенства людей и увеличивается от некоторых их действий. Нельзя однозначно сказать поступок человека злой или добрый. Но есть критерий, который при ссылке на себя обязательно укажет нам, добром ли являются действия человека или они являются только добрыми намерениями. Ведь неслучайно существует поговорка: «Добрыми намерениями дорожка в ад вымощена». Этот критерий такой: действия человека нацелены на объект или субъект. Объект сродни слову объективно. Объективным мы считаем то, о чем известно многим, а субъективное мнение человека личное. Но объективное – это общее, то есть мнение, за которое никто конкретно не отвечает, а за субъективный взгляд отвечает конкретный человек. Именно поэтому объективный взгляд считается ничейным. Хотя объективное мнение может оказаться более верным, но оно по своей сути безответственно. А теперь представьте себе, если к Вам обратятся, как к объекту, окликнув, например, «Эй ты». Приятно ли Вам будет? Я подозреваю, что нет. Одно дело, высказывать объективное мнение, а другое относиться к Вам, как к объекту, рассматривая, как жертву или нечто неодушевленное, лишенное жизни. Такое пренебрежительное отношение, как к объекту Христианство считает страшным грехом, потому что объективное отношение является отрицанием Божественного дара – жизнь. Таким образом, объективный подход к живому, хотя и может быть более правильным, но одновременно он отрицает присутствие духа. Обращение, как к субъекту, приветствует в живом личность – искру Бога. Именно поэтому утверждается, что объективное отношение к живому есть Зло, а субъективное к нему обращение почти всегда указывает на добрые намерения в отношении к живому. Хороший пример – система немецких концентрационных лагерей, где зло торжествовало. Здесь не существовало имен людей. Да, и рассматривались ли они людьми. Скорей всего, для лагерного начальства они были некоторой живой массой. Именно поэтому здесь торжествовало зло, потому что к живому здесь относились, как к объекту.

 

Теперь поговорим о деньгах. Нет, конечно, не о том, что Вы мне что-нибудь должны за эту статью. Информация, представленная в ней, доступна для современного читателя. Ее можно найти в разных источниках. Все упирается в понимание смысла изложенного. Деньги безропотны и говорят о них только люди. Одним их мало, а другие не испытывают в них недостатка. Нет, не потому что люди по-разному живут. Конечно, здесь очень сильное значение имеет фактор привычки. Люди в разной степени зарабатывают и тратят деньги. Но то, о чем я хотел здесь поговорить, не сила привычки, а зависимость от материальных благ. Интересно, почему одному человеку достаточно одного количества денег, а другой желает иметь их большее количество. Хотя питаются они, похоже, одинаково - завтрак, обед и ужин. Может один из них съедает больше. Но не в этом дело. Не чревоугодие здесь играет ведущую роль. Деньги – это власть. Чем их больше, тем власть над окружающими выражена сильнее. Так повелось еще издревле, когда были короли, цари и императоры. Их власть передавалась вместе с богатствами от поколения к поколению. Здесь имела место династия и иерархия. Заведенному ей порядку подчинялись все от мала до велика. Закон владения и власти передавался от поколения к поколению. Именно поэтому с молоко матери мы его впитали. Теперь же ведется неусыпная борьба за власть, которая часто выражается в обладании материальными средствами. Зло в этом проявляется тогда, когда разворачивается эта борьба. В ней нет светлых сторон. Почти всегда она носит завоевательный характер. Это война, в которой побеждает сильнейшая сторона. Она становиться владелицей имущества побежденного, которое движимое и недвижимое. Увеличение количества имущества дает соответственно увеличение власти, если, конечно, борьба с ее стороны не является освободительной. А зависимость, о которой я сказал вначале это приверженность или привязанность к борьбе за обладание сверхимуществом. Ведь, что такое имущество в понимании человека. Это возможности делать то, что не под силу другому.

 

Да, это можно назвать силой. Но есть такая поговорка: «сила есть, ума не надо». Разберемся, справедлива ли она. Одним при рождении дана сила, а другие одарены умственными способностями. Отличие в том, что сила по сравнению с умом более оперативная. Но умственные возможности имеют больший потенциал, так как расходуются хотя и медленней, но более целенаправленно. Таким образом, ум нужен всегда и всем. А зло рождается тогда, когда ум или сила расходуются без разбора, на уничтожение созданного другими.

 

Приведу пример. Все мы в жизни встречались с воровством или грабежом, а из новостей слышали о терроре или даже попадали в его «руки». Что движет людьми, которые, занимаясь воровством, лишают имущества других. Занимаясь террором, они утверждают, что являются борцами за справедливость. Но кому нужна такая справедливость, когда можно сказать: «Лес рубят, щепки летят». Ответьте, пожалуйста, Вам нужна», если будет ясно, что Вы или Ваш соратник лишится жизни. Не слишком ли высока цена такой справедливости. Деньги и власть, вот чего этой борьбой добиваются воры, грабители и террористы. Таким образом, не имея разумных пределов подобное стремление ведет ко злу, которое проявляется в нашей жизни. А разумных пределов этим желаниям можно достичь исключительно только самосовершенствованием. Из чего оно состоит, я напишу в другой статье.

 

Последняя страсть, которой в этой статье я бы хотел уделить внимание – это свобода . Ощущение свободы очень многое означает. Даже физически немощный, обладая ощущением свободного человека, способен «сдвинуть горы». Разница в том, какими способами достигается это ощущение. Одни его достигают, удовлетворяя свои имущественные претензии. Другие достигают этого ощущения, упиваясь властью над окружающим их миром. Неважно, каким способом достигнута эта власть. Она перешла по наследству вместе с имуществом или достигалась самим человеком. Ощущение власти в любом случае позволяет ощутить свободу. Но какая ее цена. Не случайно говорят, сколько усилий человек затратил для достижения своей свободы, так быстро с ней и расстанется. Вспомните описанные истории криминальных авторитетов. Под час они довольно решительно покидали места заключения, но почти всегда вели такой образ жизни, что довольно быстро возвращались назад с увеличенными сроками заключения. К чему я веду это свое повествование? Хочу сказать, что только достигнутая путем самосовершенствования свобода имеет высокую цену. И соответственно человек, получивший ее так, ведет такой образ жизни, что не может с ней легко расстаться.

 

 

 

 

На главную