Переход на главную страницу.

              

Наставление женщине

 

Взгляд на семейную жизнь с позиции православия.

 

Власть над мужчиной убивает любовь, искажает супружеские отношения. И с «волей к власти» надо бороться, чтобы сохранить гармонию супружеских отношений. Жена-подруга своим живым участием в блаженстве мужа, своей любовью должна сделать это блаженство полным, ее призвание - любовь. Женщина не ниже мужчины, она помощница, подобная ему. Но место это второстепенное, зависимое: жена сотворена после мужа, создана для мужа, взята от него, «кость от кости его, плоть от плоти его». За забвение любви Бог наказывает ее жестокими болезнями, за забвение зависимости Бог унижает ее положение, подчиняет ее мужу. «И к мужу твоему вожделение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3,16)

 

Богоматерь Мария освободила женщину от рабства не восстанием против мужа, а напротив - смирением. На любовь и скромное положение в жизни указывает женщине и христианский брак: жена призвана любить мужа и по силе этой любви подчиняться мужу, как Церковь Христу. И не муж создан для жены, а жена для мужа (1 Кор.11.3,7-9). Жене не позволяю властвовать над мужем (1 Тим. 2,9-12). Таким образом, женщина - подруга, данная мужу, которая должна по побуждению любви трудиться для его блага.

 

Современные средства устранения депрессии: быстро и эффективно!

Подробнее

Для выполнения обязанностей мужчины женщина не имеет способностей. Что же касается круга деятельности, определяемого пределами семейной жизни, круга тесного по пространству, но обширного по своему влиянию, то здесь способности женщины выше способностей мужчины. Это то поприще, на котором она может показать все силы своей души, не поражающие блеском, но пленяющие своим нежным характером, женственностью. Здесь вполне проявятся и практический взгляд на вещи, и искусство проникать в сердце недоступными для мужчины путями, и бдительность, настолько строгая, настолько и неприметная. И постоянная доступность на всякий зов, и постоянное выслушивание всех советов и замечаний. И аккуратность даже в исполнении мелочей, и наклонность сочувствовать несчастию каждого. Скромность, которой женщина никогда не перестает дорожить, - что это, как не доказательство, начертанное на скрижалях ее сердца и оттуда невольно проявляющееся на лице ее, доказательство того, что полное удовлетворение ее стремлений, ее честь - в положении скромном и зависимом?

 

Когда женщина любима другими - она счастлива, хотя и изменчиво ее счастье в этом случае. Но любить, жертвовать собою во имя любви - это потребность ее души, это закон ее существования. У женщины гораздо больше того мужества, которое чаще требуется в сфере скромной, ежедневной деятельности.

 

Под таинственным и страшным влиянием дьявола все в женщине приняло превратный вид: деятельность сделалась суетливою, наблюдательность перешла в пустое любопытство, острота ума обратилась в лукавство, проницательность - в дерзость, быстрота взгляда - в ветреность, нежность - в кокетство, подвижность впечатлений - в каприз, способность проникать в сердце сделалась интригой, влияние - деспотизмом. И так как ее внимание, обращенное на тесный круг, ранее никогда не было поставлено в затруднение, то появилась в ней самонадеянность. И вот она не сомневается уже ни в своих познаниях, не терпит противоречий, не желает даже понять их, переходит на путь гордости. Женщина хлопочем о самой себе до самозабвения, делается ревнивой и завистливой. Так сердце женщины, перестав быть сокровищем Божиим, становится сокровищем врага  рода человеческого.  Святитель Игнатий пишет, что женщина чаще всего руководствуется чувствами   падшего естества, а не духовным разумом.

 

В книге притчей Соломон описывает всякую женщину, неверную назначению, указанному ей Богом. Могучее слово  его  поражает  и женщину сварливую, жить с которой несчастнее, чем в пустыне или на кровле (21,19; 25,24), женщину срамную, которая как костоеда в костях мужа своего (Притч. 12,4), женщину развратную, с которой брак невыносим и составляет одно из явлений, от которых трясется земля (30,20-21), женщину красавицу, но не благонравную, лепота к которой идет так же, как свинье золотое кольцо в носу (11,22), женщину сварливую, эту течь, которая изгоняет человека в дождливый день из дому (27,15).

 

Немощь женщины состоит, главным образом, в подвластности ее стихиям в ней самой и вне ее. В силу этого - слабый самоконтроль, безответственность, страстность, слепота в суждениях.

 

Нарушение порядка, установленного Богом, не может пройти безнаказанно. Женщина должна служить славой, венцом мужа своего (Притч.12,4). Своим благоразумием, своей нежностью, распорядительностью по хозяйству, попечением о детях она должна сделать свой дом святилищем порядка, мира, счастья, где бы муж после своих занятий вне дома мог найти для себя покой и развлечение, где бы он находил столько добра, что ему и на мысль не приходило искать в другом месте успокоения от трудов, восстановления утомленных сил души, где бы он находил добрый совет, который следовал бы за ним и в общественной его деятельности и незаметно для него самого умерял его страсти и увлечения, направлял его на доброе.

 

Жена торжествует, если совершает спасение своего мужа. Но она не учит своего мужа истинам Евангелия, но своими делами, словами, порядком всей своей жизни внедряет в него эти истины.

 

Апостол Петр предписывает: жены, повинуйтесь мужьям своим. Дабы те мужья, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое богобоязненное житие (1 Пет.3,1-2).  Вот  где  истинное величие жены при видимой ее подчиненности! Жена платит добром, а не злом мужу во все дни жизни своей... Уста свои открывает с мудростью, и кротко наставление на языке ее. (Притч. 31,10-31).

 

Господство мужа над женой осталось и в Новом Завете. Каков бы ни был муж, хорош или не хорош, ласков или жесток в обращении с женой, она должна оставаться в повиновении ему, и как бы ни было горько ее житие, не должна искать разлучения с ним за исключением случаев супружеской неверности.

 

Прямое назначение женщины есть ее жизнь семейная. В глазах истинных ценителей женских достоинств имеет цену не внешнее положение женщины, но нравственные ее качества. Лучшим украшением ее служит женственная скромность, стыдливость, целомудрие, кротость, воздержание языка, заботливость о спокойствии мужа. На худом счету слывут те женщины, которые стремятся к равенству с мужчинами. Такие женщины теряют право на уважение к себе и возбуждают глумление и презрение к себе. Женщина, дорожащая своим достоинством, никогда не унизит себя до столь жалкого положения.

 

Мать должна принадлежать семье и детям. Главным условием целостности семьи является взаимная любовь членов семьи. Истинно любящий живет не собою и не для себя, а теми и для тех, кого любит: его чувства и мысли посвящены только жизни любимых.

 

Феофан Затворник пишет: муж - глава жене. Он должен иметь и являть свое владычество над женой, не унижать себя. Имей жену подругой и сильной любовию заставляй ее быть себе покорной. Он должен заботиться о ее умственном и нравственном совершенстве, отребляя недоброе и насаждая доброе. Никак не позволять себе развратить ее своей вольностью.

 

Жена же должна:

а) во всем слушаться мужа, всячески свой нрав склонять к его нраву и быть ему всецело преданною, чтоб ни делом, ни мыслию даже не  загадывать ничего без его воли.

б) Потому верно исполнять все его распоряжения, советы, повеления, и в мысль не попуская того, чтоб когда-нибудь настоять на своем, вообще ни в чем не желать и не являть главенства.

в) в случае несогласия быть уступчивой и терпеливо сносить все, что покажется не по нраву; иначе не сохранишь мира дорогого.

г) помнить, что на ее доле блюдение домашних дел, хотя и исполнительное только.

 

Иоанн Златоуст «Наставление женам».

 

 

Жена может сама пребывать в тишине, и, встречая растревоженного мужа, утешать и успокаивать его, разгонять его ненужные и тяжелые мысли, а затем снова отпускать его из дома уже без тех неприятностей, какие он принес с собой, но с добрым расположением, которое он приобрел дома. Если же надобно что-нибудь делать для угождения мужу, то нужно душу украшать, а не тело наряжать и губить. Украшение души цветет каждый день и разжигает сильнейший пламень любви. Если желаете нравиться мужьям, приводите их в приятное расположение духа.

 

Тихон Задонский «О личных обязанностях каждого христианина»

 

Жена не властна над своим телом, но муж. Не должны мужья женам своим послаблять и, что хотят, позволять делать, но от безнравственных страстей удерживать, чтобы за это не пострадать. Муж, осторожен будь, и не во всем волю и совет жены исполняй, чтобы не завладела тобой и не повела, куда хочет. Пусть она, по Апостольскому слову, боится тебя, а не ты ее; и она пусть тебе повинуется, а не ты ей.

 

Духовные рецепты

 

Нет человека, душа которого не была подвержена опасности сетей дьявольских. Дьявол постоянно старается вредить нам, склонять на зло и запинать в добрых делах.

 

Жена должна быть послушна и покорна мужу, как главе и начальнику своему, от Бога поставленному (Быт. 2:23; Еф. 5:22-24) Хотя такая покорность мужу тяжка для жен, в которых есть горделивое желание более господствовать, чем повиноваться, но жена христианская смотрит на свою обязанность послушания мужу, как на повеление Бога.

 

Жена должна иметь почтение к мужу всегда и во всем (1 Пет.3:1-5) и уважать его не только за его качества и характер, но потому что Бог это заповедал.

 

Жена должна стараться угождать мужу во всем, в чем можно, всеми силами облегчать его заботы, разделять скорби и несчастья и с кротостью исправлять его недостатки. Она должна быть ревнива и неутомима в попечении о доме и надлежащем воспитании детей; должна воспитывать в себе и в семействе живое и истинное благочестие, и всеми силами сохранять себя от пороков, свойственных женскому полу, каковы, например, болтливость, сварливость и др. И непозволительно жене обвинять мужа в несчастиях своих.

 

Чтобы всегда иметь покой в душе, нужно не полагаться на свои силы, а постоянно поучаться в Божественном Слове. Оно нам крепость и спокойное пристанище. Ежедневные скорби и болезни неизбежно встречаются на пути нашем к Небесному Отечеству, ибо венец получаем не иначе, как при неуклонном несении креста. Скорби и болезни суть святые врачества; мы можем услаждать их верой и усердной молитвой; но мы сами, по большей части,  делаем  их  горькими,  предлагая в чашу испытания и примесь нашего нетерпения и маловерия. А притом скорби всегда полезны. Они в деснице Господа суть средства для уврачевания наших духовных недугов, для смирения гордости и укрощения страстей.

 

Напасти учат нас выше ценить исполнение обязанностей святой веры, заставляют нас уклоняться от земных вещей, открывают их непостоянство и тленность, побуждают прикрепляться сердцем к Богу, не искать надежного утешения в людях.

 

От чего рождается у жены недовольство своей участью?  От неумеренных ожиданий, от неблагоразумного сравнения своей участи с участью других, от незнания, где искать себе довольство. Вечное Слово истины так поведало нам: Царствие Божие внутри вас есть (Лк.17:21).

 

Что делать, чтобы умягчить раздраженное против мужа сердце? Должно принудить себя к молитве, к излиянию души перед Богом. Когда несколько умягчится душа, должно изыскивать причину такой холодности. Если возникло нечувствие духовное от неудовлетворения какой-либо страсти, то презри движение страсти и удали от себя предмет, ее разжигающий; а когда столь горестное ожесточение водворилось от непонятных причин, то более проси Всемогущего Господа, да отразит все страстные прихоти благодатию Своею, и ее теплотою да согреет охладевшее сердце твое.

 

Самолюбие жены - излишнее к самой себе уважение, оно усиливается от недостатка самопознания, и возрастает в душе при внимании к льстивым похвалам от людей; корень его - гордость, свойственная нашей поврежденной природе.  

 

Господь Бог дал нам язык и слово не для празднословия и сквернословия, а для того, чтобы выражать наши добрые чувства и мысли, чтобы выражать молитву и славословие Господу, Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему. Строго наблюдай за детьми своими и не оставляй  без исправления, как только услышишь от них хотя бы одно гнилое слово.

 

Истинное смирение жены состоит в том, чтобы ничем не гордиться, ни на что не роптать, не оказывать ни неблагодарности, ни недовольства, и за все судьбы Божии благодарить и хвалить Бога, все дела Которого ознаменованы или правосудием или благостью.

 

Не должно быть жене в счастье беспечной, потому что оно для души опаснее, нежели бедствие для тела. Счастье наносит вред человеку, отнимая у него силу для перенесения несчастий.

 

Отчего многие жены жалуются на мир сей? Оттого, что мир сей наполнен искушениями, и все, что ни окружает нас, ополчается, совокупно с растленной природой нашей, против нас: богатство развращает нравы, бедность выводит из терпения, счастье надмевает, несчастье крушит, знания напыщают, невежество окружает заблуждениями, здравие поддерживает страсти, немощи склоняют к нечувствительности или ропоту.

 

Что делать слабой и малодушной жене, если в скорбях не владеет собой? Искать силы и утешения не в себе, а в Господе. Главное средство - молитва. Поэтому ничего нет лучше, как возбуждать в печальном сердце дух молитвенный.

 

Как заботиться мужу о душе жены? По возможности он должен отвращать от всяких заблуждений и приводить к истине. Апостол Иаков учит: аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5:19-20).

 

Что делать жене, когда примечает в детях своенравие и своеволие? Оставлять эти капризы без исправления, значит обрекать близких сердцу на верное несчастье в жизни. Полагай пределы прихотям дитяти, обуздывай стремления его воли, приучай к лишению, нужде, терпению - и ты разовьешь нравственную силу, которая состоит в самообладании и с которой  можно  быть  счастливым среди величайших  жизненных  злоключений,  твердым  и несокрушимым среди самых бурных волн жизни.

 

Как воспитывать детей? Некоторые родители воспитывают своих детей слабо и нежно, а другие употребляют излишнюю строгость. И те и другие погрешают. Излишняя неумеренность везде непохвальна.

 

Мне кажется, что меня никто не любит и от этого чувствую какую-то душевную пустоту. Нынче люди терпят неудачи, потому что ищут любви к себе. Правильно же - не интересоваться, любят ли тебя, но любишь ли ты сама Христа и людей. (Старец Порфирий Афонский).

 

Гордость - это услаждение собственными совершенствами и предпочтение себя другим. Нет порока, который был бы так противен Господу, как гордость (Сир.10:7). От гордости рождается множество других грехов: самолюбие, самоослепление, своенравие и упрямство, презрение к другим, страсть осуждать, дух клеветы, зависть и злопамятство, лицемерие, неблагодарность к Богу, неповиновение начальству. И кроме того, гордость - это мать всех ересей.

 

Безропотное перенесение скорбей и бедствий при твердом уповании на Бога называется терпением. Следовательно, христиане должны с терпением нести крест, возложенный на них от Бога. (Рим.5: 3; 2 Петр.1:6; Ин.5:5).

 

Благоразумие - это знание того, что необходимо делать и чего следует избегать. Благоразумие избирает время, место, средства для достижения целей. Оно управляет всем в человеке, даже его словами, как относительно его самого, так и других.

 

 

Домострой

 

Наказ мужу: тебе, господину, жену и детей надлежит учить: не лгать, не обижать, не осуждать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, никого не высмеивать,  к старшим быть послушным и покорным, всякую обиду с благодарностью терпеть.

 

Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением. Жены мужей  своих  вопрошают о всяком благочинии: о том, как душу спасти, как Богу и мужу угодить, и во всем покоряться мужу. А как муж прикажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению.

 

Нужно заботиться о чадах своих, учить и страху Божию, и вежливости и всякому порядку. Если же дети грешат по родительскому небрежению, то о грехах детей родителям держать ответ в день Страшного Суда. Наказывай детей в отрочестве - упокоят тебя в старости твоей. И не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровей будет, ибо ты, наказывая тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочери у тебя, будь с ними строг, тем сохранишь их от греха: чтобы не посрамила лица своего, пусть в послушании ходит, а не по своей воле, а то по глупости своей осквернит душу свою, будет всем знающим тебя в посмешище, и осрамишься перед множеством людей.

 

Составитель А.Алтунин,

доктор медицинских наук,

психоаналитик.

 

 03 января 2009 года.

 

Переход на главную страницу.

 

 

 

  zxzs899