Чем сложнее и специализированное два органа, аналогично устроенных и

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Конрад Лоренц. Агрессия. Часть 127

 


 

с помощью какой-нибудь электронной или просто мысленной модели -
попытаемся представить себе, какую сложность должен иметь физиологичес-
кий аппарат такого рода, чтобы произвести хотя бы, к примеру, социальное
поведение триумфального крика, то с изумлением обнаружим, что такие изу-
мительные органы, как глаз или ухо, кажутся чем-то совсем простеньким в
сравнении с этим аппаратом.
Чем сложнее и специализированное два органа, аналогично устроенных и
выполняющих одну и ту же функцию, тем больше у нас оснований объединить
их общим, функционально определенным понятием - и обозначить одним и тем
же названием, хотя их эволюционное происхождение совершенно различно.
Если, скажем, каракатицы или головоногие, с одной стороны, и позвоноч-
ные, с другой, независимо друг от друга изобрели глаза, которые построе-
ны по одному и тому принципу линзовой камеры и в обоих случаях состоят
из одних и тех же конструктивных элементов - линза, диафрагма, стекло-
видное тело и сетчатка, - то нет никаких разумных доводов против того,
чтобы оба органа - у каракатиц и у позвоночных - называть глазами, безо
всяких кавычек. С таким же правом мы можем это себе позволить и в отно-
шении элементов социального поведения высших животных, которое как мини-
мум по многим признакам аналогично поведению человека.
Высокомерным умникам сказанное в этой главе должно послужить серьез-
ным предупреждением. У животного, даже не принадлежащего к привилегиро-
ванному классу млекопитающих, исследование обнаруживает механизм поведе-
ния, который соединяет определенных индивидов на всю жизнь и превращает-
ся в сильнейший мотив, определяющий все поступки, который пересиливает
все "животные" инстинкты - голод, сексуальность, агрессию и страх - и
создает общественные отношения в формах, характерных для данного вида.
Такой союз по всем пунктам аналогичен тем отношениям, какие у нас, у лю-
дей, складываются на основе любви и дружбы в их самом чистом и благород-
ном проявлении.



12. ПРОПОВЕДЬ СМИРЕНИЯ

Рубанок не проходит здесь -
В доске сучки торчат везде -
Твоя то спесь.
И ты всегда-всегда
Гарцуешь у нее в узде.

Христиан Моргенштерн


Все, что содержится в предыдущих одиннадцати главах, - это научное
естествознание. Приведенные факты достаточно проверены, насколько это
вообще можно утверждать в отношении результатов такой молодой науки, как
сравнительная этология. Однако теперь мы оставим изложение того, что вы-
явилось в наблюдениях и в экспериментах с агрессивным поведением живот-
ных, и обратимся к вопросу: можно ли из всего этого извлечь что-нибудь
применимое к человеку, полезное для предотвращения тех опасностей, кото-
рые вырастают из его собственного агрессивного инстинкта.
Есть люди, которые уже в самом этом вопросе усматривают оскорбление
рода людского. Человеку слишком хочется видеть себя центром мироздания;
чем-то таким, что по самой своей сути не принадлежит остальной природе,
а противостоит ей как нечто иное и высшее. Упорствовать в этом заблужде-
нии - для многих людей потребность. Они остаются глухи к мудрейшему из
наказов, какие когда-либо давал им мудрец, - к призыву "познай себя";
это слова Хилона, хотя обычно их приписывают Сократу. Что же мешает лю-
дям прислушаться к ним?
Есть три препятствия тому, усиленные могучими

 

Назад                         Вперед