Мне кажется, есть простое средство примирить людей с тем фактом, что они сами

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Конрад Лоренц. Агрессия. Часть 130

 


 

противостояло открытиям Джордано Бруно, - это ободряющий признак
распространения естественно-научных знаний, - так что я начну с того,
что противостоит открытиям Чарлза Дарвина. Мне кажется, есть простое
средство примирить людей с тем фактом, что они сами возникли как часть
природы, без нарушения ее законов: нужно лишь показать им, насколько
Вселенная велика и прекрасна, насколько достойны величайшего благогове-
ния царящие в ней законы. Прежде всего, я более чем уверен, что человек,
достаточно знающий об эволюционном становлении органического мира, не
может внутренне сопротивляться осознанию того, что и сам он обязан своим
существованием этому прекраснейшему из всех естественных процессов. Я не
хочу обсуждать здесь вероятность - или, лучше сказать, неоспоримость -
учения о происхождении видов, многократно превышающую вероятность всех
наших исторических знаний. Все, что нам сегодня известно, органически
вписывается в это учение, ничто ему не противоречит, и ему присущи все
достоинства, какими может обладать учение о творении: убедительная сила,
поэтическая красота и впечатляющее величие.
Кто усвоил это во всей полноте, тот не может испытывать отвращение ни
к открытию Дарвина, что мы с животными имеем общее происхождение, ни к
выводам Фрейда, что и нами руководят те же инстинкты, какие управляли
нашими дочеловеческими предками. Напротив, сведущий человек почувствует
лишь новое благоговение перед Разумом и Ответственной Моралью, которые
впервые пришли в этот мир лишь с появление человека - и вполне могли бы
дать ему силу, чтобы подчинить животное наследие в себе самом, если бы
он в своей гордыне не отрицал само существование такого наследия.
Еще одно основание для всеобщего отказа от эволюционного учения сос-
тоит в глубоком почтении, которое мы, люди, испытываем по отношению к
своим предкам. "Происходить" по-латыни звучит "аехсепоеге", т.е. бук-
вально "нисходить, опускаться", и уже в римском праве было принято поме-
щать прародителей наверху родословной и рисовать генеалогическое древо,
разветвлявшееся сверху вниз. То, что человек имеет хотя всего двух роди-
телей, но 256 пра-пра-пра-пра-пра-прадедов и бабок, - это в родословных
не отражалось даже в тех случаях, когда они охватывали соответствующее
число поколений. Получалось это потому, что среди всех тех предков наби-
ралось не так уж много таких, которыми можно было похвастаться. По мне-
нию некоторых авторов, выражение "нисходить", возможно, связано и с тем,
что в древности любили выводить свое происхождение от богов. Что древо
жизни растет не сверху вниз, а снизу вверх - это, до Дарвина, ускользало
от внимания людей. Так что слово "нисхождение" означает нечто, как раз
обратное тому, что оно хотело бы означать: его можно отнести к тому, что
наши предки в свое время в самом буквальном смысле спустились с де-
ревьев.
Именно это они и сделали, хотя - как мы теперь знаем - еще задолго до
того, как стали людьми.
Немногим лучше обстоит дело и со словами "развитие", "эволюция". Они
тоже вошли в обиход в то время, когда мы не имели понятия о возникнове-
нии видов в ходе эволюции, а знали только о возникновении отдельного ор-
ганизма из яйца или из семени. Цыпленок развивается из яйца или подсол-
нух из семечка в самом буквальном смысле, т.е. из зародыша не возникает
ничего такого, что не было в

 

Назад                         Вперед