Мы приучены покоряться так называемой политической мудрости государственных

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Конрад Лоренц. Агрессия. Часть 137

 


 

их как великих мужей. Мы приучены покоряться так
называемой политической мудрости государственных руководителей - и нас-
только привыкли ко всем таким явлениям, что большинство из нас не может
понять, насколько глупо, насколько вредно для человечества историческое
поведение народов.
Но если осознать это, невозможно уйти от вопроса: как же получается,
что предположительно разумные существа могут вести себя столь неразумно?
Совершенно очевидно, что здесь должны действовать какие-то подавляющие
сильные факторы, способные полностью вырывать управление у человеческого
разума и, кроме того, совершенно не способные учиться на опыте. Как ска-
зал Гегель, уроки истории учат нас, что народы и правительства ничему не
учатся у истории и не извлекают из нее никаких уроков.
Все эти поразительные противоречия находят естественное объяснение и
полностью поддаются классификаци, если заставить себя осознать, что со-
циальное поведение людей диктуется отнюдь не только разумом и культурной
традицией, но по-прежнему подчиняется еще и тем закономерностям, которые
присущи любому филогенетически возникшему поведению; а эти закономернос-
ти мы достаточно хорошо узнали, изучая поведение животных.
Предположим теперь, что наш наблюдатель-инопланетянин - это опытный
этолог, досконально знающий все, что кратко изложено в предыдущих гла-
вах. Тогда он должен сделать неизбежный вывод, что с человеческим об-
ществом дело обстоит почти так же, как с обществом крыс, которые так же
социальны и миролюбивы внутри замкнутого клана, но сущие дьяволы по от-
ношению к сородичу, не принадлежащему к их собственной партии. Если бы
наш наблюдатель на Марсе узнал еще и о демографическом взрыве, о том,
что оружие становится все ужаснее, а человечество разделилось на нес-
колько политических лагерей, - он оценил бы наше будущее не более опти-
мистично, чем будущее нескольких враждебных крысиных стай на почти опус-
тошенном корабле. Притом этот прогноз был бы еще слишком хорош, так как
о крысах можно предсказать, что после Великого Истребления их останется
достаточно, чтобы сохранить вид; в отношении людей, если будет использо-
вана водородная бомба, это весьма проблематично.


В символе Древа Познания заключена глубокая истина.
Знание, выросшее из абстрактного мышления, изгнало человека из рая, в
котором он, бездумно следуя своим инстинктам, мог делать все, чего ему
хотелось. Происходящее из этого мышления вопрошающее экспериментирование
с окружающим миром подарило человеку его первые орудия:
огонь и камень, зажатый в руке. И он сразу же употребил их для того,
чтобы убивать и жарить своих собратьев. Это доказывают находки на стоян-
ках синантропа: возле самых первых следов использования огня лежат разд-
робленные и отчетливо обожженные человеческие кости. Абстрактное мышле-
ние дало человеку господство над всем вневидовым окружением и тем самым
спустило с цепи внутривидовой отбор; а мы уже знаем, к чему это обычно
приводит. В "послужной список" такого отбора нужно, наверно, занести и
ту гипертрофированную агрессивность, от которой мы страдаем и сегодня.
Дав человеку словесный язык, абстрактное мышление одарило его возмож-
ностью передачи над-индивидуального опыта, возможностью культурного раз-
вития; но это повлекло за собой настолько резкие изменения в условиях
его жизни, что приспособительная способность его инстинктов потерпела
крах.
Можно подумать, что каждый дар, достающийся человеку от его мышления,
в принципе должен быть оплачен какой-то опасной бедой,

 

Назад                         Вперед