Кроме того, в пользу предположения Марголина говорит то, что индей- цы-юта

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Конрад Лоренц. Агрессия. Часть 141

 


 

животных меняются так же
быстро.
Кроме того, в пользу предположения Марголина говорит то, что индей-
цы-юта, выросшие при другом воспитании, страдают так же, как их старшие
соплеменники, - а также и то, что патологические проявления, о которых
идет речь, известны только у индейцев из прерий, племена которых были
подвержены упомянутому процессу отбора.
Индейцы-юта страдают неврозами чаще, чем какие-либо другие группы лю-
дей; и Марголин обнаружил, что общей причиной этого заболевания оказыва-
ется постоянно подавленная агрессивность. Многие индейцы чувствуют себя
больными и говорят, что они больны, но на вопрос, в чем же состоит их
болезнь, не могут дать никакого ответа, кроме одного: "Но ведь я - юта!"
Насилие и убийство по отношению к чужим - в порядке вещей; по отношению
к соплеменникам, напротив, оно крайне редко, поскольку запрещено табу,
безжалостную суровость которого так же легко понять из предыдущей исто-
рии юта: племя, находившееся в состоянии беспрерывной войны с белыми и с
соседними племенами, должно было любой ценой пресекать ссоры между свои-
ми членами. Убивший соплеменника был обязан, согласно традиции, покон-
чить с собой. Эта заповедь оказалась в силе даже для юта-полицейского,
который, пытаясь арестовать соплеменника, застрелил его при вынужденной
обороне. Тот, напившись, ударил своего отца ножом и попал в бедренную
артерию, что вызывало смерть от потери крови. Когда полицейский получил
приказ арестовать убийцу, - хотя о предумышленном убийстве не было и ре-
чи, - он обратился к своему бледнолицему начальнику с рапортом. Аргумен-
тировал он так: преступник хочет умереть, он обязан совершить самоу-
бийство и теперь наверняка совершит его таким образом, что станет сопро-
тивляться аресту и вынудит его, полицейского, его застрелить. Но тогда и
самому полицейскому придется покончить с собой. Поскольку более чем не-
дальновидный сержант настаивал на своем распоряжении - трагедия развива-
лась, как и было предсказано. Этот и другие протоколы Марголина читают-
ся, как древнегреческие трагедии, в которых неотвратимая судьба вынужда-
ет людей быть виновными и добровольно искупать невольно совершенные гре-
хи.
Объективно и убедительно, даже доказательно говорит за правильность
марголинской интерпретации такого поведения юта их предрасположенность к
несчастным случаям.
Доказано, что "предрасположенность к авариям" является следствием по-
давленной агрессивности; у индейцев-юта норма автомобильных аварий чудо-
вищно превышает норму любой другой группы автомобилистов. Кому приходи-
лось когда-нибудь вести скоростную машину, будучи в состоянии ярости,
тот знает - если только он был при этом способен к самонаблюдению, -
насколько сильно проявляется в такой ситуации склонность к самоуничтожа-
ющим действиям. По-видимому, и выражение "инстинкт смерти" произошло от
таких особых случаев.
Разумеется, внутривидовой отбор и сегодня действует в нежелательном
направлении, но обсуждение всех этих явлений увело бы нас слишком далеко
от темы агрессии. Отбор так же интенсивно поощряет инстинктивную подоп-
леку накопительства, тщеславия и проч., как подавляет простую порядоч-
ность. Нынешняя коммерческая конкуренция грозит вызвать по меньшей мере
такую же ужасную гипертрофию упомянутых побуждений, какую у внутривидо-
вой агрессии вызвало военное состязание людей каменного века.
Счастье лишь в том, что выигрыш богатства и власти не ведет к много-
численности потомства, иначе положение человечества было бы еще хуже.
Кроме действия оружия и внутривидового отбора, головокружительно

 

Назад                         Вперед