Из абстрактного мышления и всех его результатов - прежде всего из символики

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Конрад Лоренц. Агрессия. Часть 142

 


 

рас-
тущий темп развития - это третий источник бед, который человечество
должно принимать в расчет, пользуясь великим даром своего абстрактного
мышления. Из абстрактного мышления и всех его результатов - прежде всего
из символики словесной речи - у людей выросла способность, которой не
дано ни одному другому существу. Когда биолог говорит о наследовании
приобретенных признаков, то он имеет в виду лишь приобретенное изменение
наследственности, генома. Он совершенно не задумывается о том, что "нас-
ледование" имело - уже за много веков до Грегора Менделя - юридический
смысл, и что это слово поначалу применялось к биологическим явлениям по
чистой аналогии. Сегодня это второе значение слова стало для нас нас-
только привычным, что меня бы наверно не поняли, если бы я просто напи-
сал: "Только человек обладает способностью передавать по наследству при-
обретенные качества".
Я здесь имею в виду следующее: если человек, скажем, изобрел лук и
стрелы - или украл их у более развитого соседа, - то в дальнейшем не
только его потомство, но и все его сообщество имеет в распоряжении это
оружие так же постоянно, как если бы оно было телесным органом, возник-
шим в результате мутации и отбора. Использование этого оружия забудется
не легче, чем станет рудиментарным какой-нибудь столь же жизненно важный
орган.
Даже если один-единственный индивид приобретает какую-то важную для
сохранения вида особенность или способность, она тотчас же становится
общим достоянием всей популяции; именно это и обусловливает упомянутое
тысячекратное ускорение исторического процесса, который появился в мире
вместе с абстрактным мышлением. Процессы приспосабливания, до сих пор
поглощавшие целые геологические эпохи, теперь могут произойти за время
нескольких поколений. На эволюцию, на филогенез - протекающий медленно,
почти незаметно в сравнении с новыми процессами, - отныне накладывается
история; над филогенетически возникшим сокровищем наследственности воз-
вышается громадное здание исторически приобретенной и традиционно пере-
даваемой культуры.
Как применение оружия и орудий труда - и выросшее из него мировое
господство человека, - так и третий, прекраснейший дар абстрактного мыш-
ления влечет за собой свои опасности. Все культурные достижения человека
имеют одно большое "но": они касаются только тех его качеств и действий,
которые подвержены влиянию индивидуальной модификации, влиянию обучения.
Очень многие из врожденных поведенческих актов, свойственных нашему ви-
ду, не таковы: скорость их изменения в процессе изменения вида осталась
такой же, с какой изменяются все телесные признаки, с какой шел весь
процесс становления до того, как на сцене появилось абстрактное мышле-
ние.
Что могло произойти, когда человек впервые взял в руку камень? Вполне
вероятно, нечто подобное тому, что можно наблюдать у детей в возрасте
двух-трех лет, а иногда и старше: никакой инстинктивный или моральный
запрет не удерживает их от того, чтобы изо всей силы бить друг друга по
голове тяжелыми предметами, которые они едва могут поднять. Вероятно,
первооткрыватель камня так же мало колебался, стукнуть ли своего товари-
ща, который его только что разозлил. Ведь он не мог знать об ужасном
действии своего изобретения; врожденный запрет убийства тогда, как и те-
перь, был настроен на его естественное вооружение. Смутился ли он, когда
его собрат по племени упал перед ним мертвым? Мы можем предположить это
почти наверняка.

 

Назад                         Вперед