Они могут быть представлены конкретно - семья, нация, Alma Mater или спортивная

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Конрад Лоренц. Агрессия. Часть 149

 


 

агрессия в форме древней и едва ли сколь-нибудь
сублимированной реакции социальной защиты, В соответствии с этим, вооду-
шевление пробуждается с предсказуемостью рефлекса во всех внешних ситуа-
циях, требующих вступления в борьбу за какие-то социальные ценности,
особенно за такие, которые освящены культурной традицией. Они могут быть
представлены конкретно - семья, нация, Alma Mater или спортивная команда
- либо абстрактными понятиями, как прежнее величие студенческих корпора-
ций, неподкупность художественного творчества или профессиональная этика
индуктивного исследования. Я одним духом называю подряд разные вещи -
которые кажутся ценными мне самому или, непонятно почему, видятся такими
другим людям - со специальным умыслом показать недостаток избирательнос-
ти, который при случае позволяет воодушевлению стать столь опасным.
В радражающих ситуациях, которые наилучшим образом вызывают воодушев-
ление и целенаправленно создаются демагогами, прежде всего должна при-
сутствовать угроза высоко почитаемым ценностям. Враг, или его муляж, мо-
гут быть выбраны почти произвольно, и - подобно угрожаемым ценностям -
могут быть конкретными или абстрактными.
"Эти" евреи, боши, гунны, эксплуататоры, тираны и т.д. годятся так
же, как мировой капитализм, большевизм, фашизм, империализм и многие
другие "измы". Во-вторых, к раздражающей ситуации такого рода относится
и по возможности увлекающая за собой фигура вождя, без которой, как из-
вестно, не могут обойтись даже самые антифашистски настроенные демагоги,
ибо вообще одни и те же методы самых разных политических течений обраще-
ны к инстинктивной природе человеческой реакции воодушевления, которую
можно использовать в своих целях. Третьим, и почти самым важным фактором
воодушевления является еще и по возможности наибольшее количество увле-
ченных. Закономерности воодушевления в этом пункте совершенно идентичны
закономерностям образования анонимных стай, описанным в 8-й главе: увле-
кающее действие стаи растет, повидимому, в геометрической прогрессии при
увеличении количества индивидов в ней.
Каждый сколь-нибудь чувствительный человек знает, какие субъективные
ощущения сопровождают эту реакцию.
Прежде всего она характеризуется качеством чувства, известного под
именем воодушевления. По спине и - как выясняется при более внимательном
наблюдении - по наружной поверхности рук пробегает "священный трепет".
Человек чувствует себя вышедшим из всех связей повседневного мира и под-
нявшимся над ними; он готов все бросить, чтобы повиноваться зову Священ-
ного Долга. Все препятствия, стоящие на пути к выполнению этого долга,
теряют всякую важность; инстинктивные запреты калечить и убивать сороди-
чей утрачивают, к сожалению, большую часть своей силы. Разумные сообра-
жения, любая критика или встречные доводы, говорящие против действий,
диктуемых воодушевлением, заглушаются за счет того, что замечательная
переоценка всех ценностей заставляет их казаться не только не основа-
тельными, но и просто ничтожными и позорными.
Короче, как это прекрасно выражено в украинской пословице: "Колы пра-
пор в'эться, про голову нэйдэться".
С этими переживаниями коррелируются объективно наблюдаемые явления:
повышается тонус всех поперечнополосатых мышц, осанка становится более
напряженной, руки несколько приподнимаются в стороны и слегка поворачи-
ваются внутрь, так что локти выдвигаются наружу. Голова гордо поднята,
подбородок выдвинут вперед, а лицевая мускулатура создает совершенно оп-
ределенную мимику, всем нам известную из кинофильмов, - "героическое ли-
цо". На спине и по наружной поверхности рук топорщатся кожные волосы -
именно это и является объективной стороной пресловутого "священного тре-
пета".

1 "Wenn die Fahne

 

Назад                         Вперед