Нап- равления, в которых, по-видимому, будет развиваться прикладная этология

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Конрад Лоренц. Агрессия. Часть 152

 


 

"познай себя" - это
требование углубить понимание причин нашего собственного поведения. Нап-
равления, в которых, по-видимому, будет развиваться прикладная этология,
уже начинают определяться. Одно из них - это объективное физиологическое
исследование возможностей разрядки агрессии в ее первоначальных формах
на эрзац-объекты; и мы уже сегодня знаем, что пустая бочка из-под карби-
да - это не самый лучший вариант.
Второе - это исследование так называемой сублимации методами психоа-
нализа. Можно ожидать, что и эта человеческая форма катарсиса существен-
но поможет ослабить напряженные агрессивные побуждения.
Даже на сегодняшнем скромном уровне наши знания о природе агрессии
имеют некоторую практическую ценность. Она состоит хотя бы в том, что мы
уже можем с уверенностью сказать, что не получится. После всего того,
что мы узнали об инстинктах вообще и об агрессии в частности, два "прос-
тейших" способа управляться с агрессией оказываются совершенно безнадеж-
ными. Во-первых, ее наверняка нельзя исключить, избавляя людей от разд-
ражающих ситуаций; и, во-вторых, с ней нельзя совладать, навесив на нее
морально-мотивированный запрет. Обе эти стратегии так же хороши, как за-
тяжка предохранительного клапана на постоянно подогреваемом котле для
борьбы с избыточным давлением пара.
Еще одно мероприятие, которое я считаю теоретически возможным, но
крайне нежелательным, состояло бы в попытке избавиться от агрессивного
инстинкта с помощью направленной евгеники. Мы знаем из предыдущей главы,
что внутривидовая агрессия участвует в человеческой реакции воодушевле-
ния, которое хотя и опасно, однако необходимо для достижения наивысших
целей человечества. Мы знаем из главы о союзе, что агрессия у очень мно-
гих животных - вероятно, так же и у человека - является необходимой сос-
тавной частью личной дружбы. И наконец, в главе о Великом Парламенте
Инстинктов очень подробно показано, насколько сложно взаимодействие раз-
личных побуждений.
Если бы одно из них, причем одно из сильнейших, полностью исчезло -
последствия были бы непредсказуемы. Мы не знаем, насколько важны все по-
веденческие акты человека, в которых агрессия принимает участие как мо-
тивирующий фактор; не знаем, сколько их всего. Я подозреваю, что очень
много. Всякое "начинание", в самом изначальном и широком смысле слова;
самоуважение, без которого, пожалуй, исчезло бы все, что человек делает
с утра до вечера, начиная с ежедневного бритья и кончая наивысшими дос-
тижениями в культуре и науке; все, что как-то связано с честолюбием, со
стремлением к положению, и многое, многое другое, столь же необходимое,
- все это было бы, вероятно, потеряно с исчезновением агрессивных побуж-
дений из жизни людей. Исчезла бы, наверное, даже очень важная и сугубо
человеческая способность - смеяться.
Перечислению того, что не получится совершенно точно, я, к сожалению,
могу противопоставить только такие мероприятия, успех которых мне всего
лишь кажется возможным.
Наиболее вероятен успех того катарсиса, который создается разрядкой
агрессивности на эрзац-объект. Этим путем, как изложено в главе "Союз",
уже пошли и Великие Конструкторы, когда нужно было воспрепятствовать
борьбе между определенными индивидами. Кроме того, здесь есть основания
для оптимизма и потому, что каждый человек, сколь-нибудь способный к са-
монаблюдению, в состоянии намеренно переориентировать свою пробудившуюся
агрессию на подходящий эрзац-объект. Когда я - как рассказано в главе о
спонтанности агрессии, - будучи в лагере для военнопленных,

 

Назад                         Вперед