А во-вторых, напряженные отно- шения, которые возникают внутри сообщества

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Конрад Лоренц. Агрессия. Часть 30

 


 

того же вида, так что борьба
должна быть исключена лишь внутри группы. А во-вторых, напряженные отно-
шения, которые возникают внутри сообщества вследствие агрессивных побуж-
дений и вырастающей из них иерархии, могут придавать ему во многом по-
лезную структуру и прочность. У галок, да и у многих других птиц с высо-
кой общественной организацией, иерархия непосредственно приводит к защи-
те слабых. Так как каждый индивид постоянно стремится повысить свой
ранг, то между непосредст-

венно ниже - и вышестоящими всегда возникает особенно сильная напря-
женность, даже враждебность; и наоборот, эта враждебность тем меньше,
чем дальше друг от друга ранги двух животных. А поскольку галки высокого
ранга, особенно самцы, обязательно вмешиваются в любую ссору между двумя
нижестоящими - эти ступенчатые различия в напряженности отношений имеют
благоприятное следствие: галка высокого ранга всегда вступает в бой на
стороне слабейшего, словно по рыцарскому принципу "Место сильного - на
стороне слабого! ".
Уже у галок с агрессивно-завоеванным ранговым положением связана и
другая форма "авторитета": с выразительными движениями индивида высокого
ранга, особенно старого самца, члены колонии считаются значительно
больше, чем с движениями молодой птицы низкого ранга.
Если, например, молодая галка напугана чем-то малозначительным, то
остальные птицы, особенно старые, почти не обращают внимания на проявле-
ния ее страха. Если же подобную тревогу выражает старый самец - все гал-
ки, какие только могут это заметить, поспешно взлетают, обращаясь в
бегство. Примечательно, что у галок нет врожденного знания их хищных
врагов; каждая особь обучается этому знанию поведением более опытных
старших птиц; потому должно быть очень существенно, чтобы "мнению" более
старых и опытных птиц высокого ранга придавался - как только что описано
- больший "вес".
Вообще, чем более развит вид животных, тем большее значение приобре-
тает индивидуальный опыт и обучение, в то время как врожденное поведение
хотя не теряет своей важности, но сводится к более простым элементам. С
общим прогрессом эволюции все более возрастает роль опыта старых живот-
ных; можно даже сказать, что совместная социальная жизнь у наиболее ум-
ных млекопитающих приобретает за счет этого новую функцию в сохранении
вида, а именно - традиционную передачу индивидуально приобретенной ин-
формации. Естественно, столь же справедливо и обратное утверждение: сов-
местная социальная жизнь, несомненно, производит селекционное давление в
сторону лучшего развития способностей к обучению, поскольку эти способ-
ности у общественных животных идут на пользу не только отдельной особи,
но и сообществу в целом. Тем самым и долгая жизнь, значительно превышаю-
щая период половой активности, приобретает ценность для сохранения вида.
Как это описали Фрейзер Дарлинг и Маргарет Альтман, у многих оленей
предводителем стада бывает "дама" преклонного возраста, которой мате-
ринские обязанности давно уже не мешают выполнять ее общественный долг.
Таким образом - при прочих равных условиях - возраст животного нахо-
дится, как правило, в прямой зависимости с тем рангом, который оно имеет
в иерархии своего сообщества. И поэтому вполне целесообразно, что
"конструкция" поведения полагается на это правило: члены сообщества" ко-
торые не могут вычитать возраст своего вожака в его свидетельстве о рож-
дении, соизмеряют степень своего доверия к нему с его рангом. Йеркс и
его сотрудники уже давно сделали

 

Назад                         Вперед