1 Очевидно, автор имел в виду, что, по мере нарастания возбуждения, утка

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Конрад Лоренц. Агрессия. Часть 39

 


 

клювом собственный хвост.

1 Очевидно, автор имел в виду, что, по мере нарастания возбуждения,
утка сама отворачивается от "врага" и в конце концов достает клювом
собственный хвост.


Это конфликтное поведение уток при натравливании допускает лишь од-
но-единственное толкование, которое должно быть верным, каким бы стран-
ным оно ни казалось на первый взгляд. К легкоразличимым факторам, из ко-
торых первоначально возникли описанные движения, в ходе эволюционного
развития вида присоединился еще один, новый, Как уже сказано, у пеганки
бегство к супругу и нападение на врага "еще" вполне достаточны, чтобы
полностью объяснить поведение утки. Совершенно очевидно, что у кряквы
действуют такие же побуждения, но на обусловленные ими движения наклады-
вается новое, независимое от них. Сложность, чрезвычайно затрудняющая
анализ общей картины, состоит в том, что вновь возникшее в результате
ритуализации инстинктивное действие является наследственно закрепленной
копией тех действий, которые первоначально вызывались другими стимулами.
Разумеется, это действие от случая к случаю проявляется очень различно -
при различной силе вызывающих его независимых стимулов, - так что вновь
возникающая жесткая инстинктивная координация представляет собой лишь
один часто встречающийся вариант. Этот вариант затем схематизируется -
способом, весьма напоминающим возникновение символов в истории челове-
ческой культуры. У кряквы первоначальное разнообразие направлений, в ко-
торых могли находиться супруг и противник, схематически сузилось таким
образом, что первый должен стоять перед уткой, а второй за нею; из аг-
рессивного "туда" к противнику и из мотивированного бегством "сюда" к
супругу получается слитое в жесткую церемонию и весьма упорядоченное
"туда-сюда", в котором эта упорядоченность, регулярность уже сама по се-
бе усиливает выразительность движений. Вновь возникшее инстинктивное
движение становится господствующим не сразу; поначалу оно всегда сущест-
вует наряду с неритуализованным образцом и в первое время лишь слегка на
него накладывается. Например, у огаря зачатки координации, заставляющей
голову утки двигаться при натравливании назад через плечо, можно заме-
тить лишь в том случае, если церемония выполняется "вхолостую", т.е. при
отсутствии врага. В противном случае угрожающее движение обязательно
направляется на него, за счет преобладания первичных направляющих меха-
низмов.
Процесс, только что описанный на примере натравливания кряквы, типи-
чен для любой филогенетической ритуализации. Она всегда состоит в том,
что возникают новые инстинктивные действия, форма которых копирует форму
изменчивого поведения, вызванного несколькими стимулами.
Для интересующихся наследственностью и происхождением видов здесь
следует добавить, что описанный процесс является прямой противополож-
ностью так называемой фенокопии. О фенокопии говорят тогда, когда внеш-
ние влияния, действующие на отдельную особь, порождают картину ("фено-
тип"), аналогичную той, которая в других случаях определяется нас-
ледственными факторами, "копируют" эту картину. При ритуализации вновь
возникающие наследственные механизмы непостижимым образом копируют формы
поведения, которые прежде были фенотипически обусловлены совместным воз-
действием самых различных влияний внешнего мира. Тут хорошо подошел бы
термин "генокопия"; в нашем юмористически окрашенном институтском жарго-
не, для которого и специальные термины отнюдь не святыня, часто ис-
пользуется термин "попокения".
На примере натравливания можно наглядно показать своеобразие возник-
новения ритуала. У нырков натравливание ритуализовано несколько иначе и
более сложно.
Например, у красноносого нырка не только движение угрозы в сторону
врага, но и поворот к своему супругу в

 

Назад                         Вперед