Но даже постигая сущность этих движущих мотивов, нельзя не восхищаться снова и

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Конрад Лоренц. Агрессия. Часть 67

 


 

определяют поведение, аналогич-
ное истинно моральному лишь с функциональной точки зрения; во всем ос-
тальном оно так же далеко от морали, как животное от человека! Но даже
постигая сущность этих движущих мотивов, нельзя не восхищаться снова и
снова при виде работы физиологических механизмов, которые побуждают жи-
вотных к самоотверженному поведению, направленному на благо сообщества,
как это предписывают нам, людям, законы морали.
Впечатляющий пример такого поведения, аналогичного человеческой мора-
ли, являют так называемые турнирные бои. Вся их организация направлена
на то, чтобы выполнить важнейшую задачу поединка - определить, кто силь-
нее, - не причинив серьезного вреда более слабому. Поскольку рыцарский
турнир или спортивное состязание имеют ту же цель, то все турнирные бои
неизбежно производят даже на знающих людей впечатление "рыцарственнос-
ти", или "спортивного благородства". Среди цихлид есть вид, Cichlasoma
biocellatum, который именно из-за этого приобрел свое название, широко
распространенное у американских любителей: у них эта рыбка называется
"Джек Дэмпси" по имени боксера, чемпиона мира, который прославился своим
безупречным поведением на ринге.
О турнирных боях рыб и, в частности, о процессах ритуализации, кото-
рые привели к ним от первоначальных подлинных боев, мы знаем довольно
много. Почти у всех костистых рыб настоящей схватке предшествуют угрожа-
ющие позы, которые, как уже говорилось, всегда вытекают из конфликта
между стремлениями напасть и бежать.
Среди этих поз особенно заметна как специальный ритуал так называемая
демонстрация развернутого бока, которая первоначально наверняка возникла
за счет того, что рыба под влиянием испуга отворачивается от противника
и одновременно, готовясь к бегству, разворачивает вертикальные плавники.
Но поскольку при этих движениях противнику предъявляется контур тела
максимально возможных размеров, то из них - путем мимического утрирова-
ния при добавочных изменениях морфологии плавников - смогла развиться та
впечатляющая демонстрация развернутого бока, которую знают все аквариу-
мисты, да и не только они, по сиамским бойцовым рыбкам и по другим попу-
лярным породам рыб.
В тесной связи с угрозой развернутым боком у костистых рыб возник
очень широко распространенный запугивающий жест - так называемый удар
хвостом. Из позиции развернутого бока рыба, напрягая все тело и далеко
оттопыривая хвостовой плавник, производит сильный удар хвостом в сторону
противника. Хотя сам удар до противника не доходит, но рецепторы давле-
ния на его боковой линии воспринимают волну, сила которой, очевидно, со-
общает ему о величине и боеспособности его соперника, так же как и раз-
меры контура, видимого при демонстрации развернутого бока.
Другая форма угрозы возникла у многих окуневых и у других костистых
рыб из заторможенного страхом фронтального удара. В исходной позиции для
броска вперед оба противника изгибают свои тела, словно напряженные Sоб-
разные пружины, и медленно плывут друг другу навстречу, как можно
сильнее топорща жаберные крышки.
Это соответствует разворачиванию плавников при угрозе боком, пос-
кольку увеличивает контур тела, видимый противником. Из фронтальной уг-
розы у очень многих рыб иногда получается, что оба противника одновре-
менно хватают друг друга за пасть, но - в соответствии с конфликтной си-
туацией, из которой возникла сама фронтальная угроза, - они всегда дела-
ют это не резко, не ударом, а словно колеблясь, заторможенно. Из этой
формы борьбы у некоторых - и

 

Назад                         Вперед