Или дальше друг от друга расположены пороги возбуждения, при ко- торых отдельные

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Конрад Лоренц. Агрессия. Часть 69

 


 

времени допускает два физиологических объяс-
нения. Или дальше друг от друга расположены пороги возбуждения, при ко-
торых отдельные действия включаются по очереди - по мере возрастания го-
товности к борьбе, - так что их последовательность сохраняется и при не-
котором ослаблении или усилении ярости; или же нарастание возбужденности
"дросселировано", что приводит к более пологой и правильно возрастающей
кривой. Есть основания, говорящие в пользу первого из этих предположе-
ний, но, обсуждая их здесь, мы уклонились бы слишком далеко.
Рука об руку с увеличением продолжительности отдельных угрожающих
действий идет их ритуализация, которая - как уже описано ранее - приво-
дит к мимическому утрированию, ритмическому повторению и к появлению
структур и красок, оптически подчеркивающих эти действия. Увеличенные
плавники с ярким рисунком, который становится виден лишь в развернутом
состоянии, броские пятна на жаберных крышках, которые становятся видны
лишь при фронтальной угрозе, и множество других столь же театральных ук-
рашений превращают турнирный бой в одно из самых увлекательных зрелищ,
какие только можно увидеть, изучая поведение высших животных. Пестрота
горящих возбуждением красок, размеренная ритмика угрожающих движений,
выпирающая мощь соперников - все это почти заставляет забыть, что здесь
происходит настоящая борьба, а не специально поставленный спектакль.
И наконец, третий процесс, весьма способствующий превращению кровавой
борьбы в благородное состязание турнирного боя и не менее ритуализации
важный для нашей темы: возникают специальные физиологические механизмы
поведения, которые тормозят опасные движения при атаке. Вот несколько
примеров.
Если два "Джек Дэмпси" достаточно долго простоят друг против друга с
угрозой развернутым боком и хвостовыми ударами, то вполне может слу-
читься, что один из них соберется перейти к "перетягиванию пасти" на се-
кунду раньше другого. Он выходит из "боковой стойки" и с раскрытыми че-
люстями бросается на соперника, который еще продолжает угрожать боком и
потому подставляет зубам нападающего незащищенный фланг. По тот никогда
не использует эту слабость позиции, он непременно останавливает свой
бросок до того, как его зубы коснутся кожи противника.
Мой покойный друг Хорст Зиверт описал и заснял на пленку аналогичное
до мельчайших подробностей явление у ланей. У них высокоритуализованному
бою на рогах - когда кроны дугообразными движениями ударяются одна о
другую, а затем совершенно определенным образом раскачиваются взад и
вперед - предшествует угроза развернутым боком, во время которой каждый
из самцов проходит мимо соперника молодцеватым четким шагом, покачивая
при этом рогами вверх и вниз. Затем оба вдруг, как по команде, останав-
ливаются, поворачиваются друг другу навстречу и опускают головы, так что
рога с треском сшибаются у самой земли, сплетаясь между собой. После
этого следует совершенно безопасная борьба, при которой - в точности как
при перетягивании пасти у "Джеков Дэмпси" - побеждает тот, кто продер-
жится дольше. У ланей тоже может случиться, что один из бойцов переходит
ко второй фазе борьбы раньше другого и при этом нацеливает свое оружие в
незащищенный бок соперника, что при могучем размахе тяжелых и острых ро-
гов выглядит чрезвычайно опасно. Но еще раньше, чем окунь, олень тормо-
зит это движение, поднимает голову - и видит, что ничего не подозреваю-
щий противник продолжает гарцевать и уже отошел от него на несколько
метров. Тогда он рысью

 

Назад                         Вперед