Ритуальный поворот задней части тела, которая зачастую роскошно, совершенно

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Конрад Лоренц. Агрессия. Часть 83

 


 

Выразительные движения социальной покорности, которые развились из
дамского приглашения к соитию, обнаруживаются у обезьян, особенно у па-
вианов. Ритуальный поворот задней части тела, которая зачастую роскошно,
совершенно фантастически окрашена для оптического подчеркивания этой це-
ремонии, в современной своей форме у павианов едва ли имеет что-либо об-
щее с сексуальностью и сексуальной мотивацией. Он означает лишь то, что
обезьяна, производящая этот ритуал, признает более высокий ранг той, ко-
торой он адресован" Уже совсем крошечные обезьянки прилежно выполняют
этот обычай без какого-либо наставления. У Катарины Хейнрот была самка
павиана Пия, которая росла среди людей почти с самого рождения, - так
она, когда ее выпускали в незнакомую комнату, торжественно исполняла це-
ремонию "подставления попки" перед каждым стулом. Очевидно, стулья вну-
шали ей страх. Самцы павианов обращаются с самками властно и грубо, и
хотя - согласно полевым наблюдениям Уошбэрна и Деворе - на свободе это
обращение не так жестоко, как можно предположить по их поведению в нево-
ле, оно разительно отличается от церемонной учтивости псовых и гусей.
Поэтому понятно, что у этих обезьян легко отождествляются значения "Я -
твоя самка" и "Я - твой раб". Происхождение символики этого примеча-
тельного жеста проявляется и в том, каким именно образом адресат заявля-
ет, что принял его к сведению. Я видел однажды в Берлинском зоопарке,
как два сильных старых самца-гамадрила на какое-то мгновение схватились
в серьезной драке. В следующий миг один из них бежал, а победитель гнал-
ся за ним, пока наконец не загнал в угол, - у побежденного не осталось
другого выхода, кроме жеста смирения. В ответ победитель тотчас отвер-
нулся и гордо, на вытянутых лапах, пошел прочь.
Тогда побежденный, вереща, догнал его и начал простотаки назойливо
преследовать своей подставленной задницей, до тех пор пока сильнейший не
"принял к сведению" его покорность: с довольно скучающей миной оседлал
его и проделал несколько небрежных копулятивных движений. Только после
этого побежденный успокоился, очевидно убежденный, что его мятеж был
прощен.
Среди различных - и происходящих из различных источников - церемоний
умиротворения нам осталось рассмотреть еще те, которые, по-моему, явля-
ются важнейшими для нашей темы. А именно - ритуалы умиротворения или
приветствия, уже упоминавшиеся вкратце, которые произошли в результате
переориентации атакующих движений. Они отличаются от всех до сих пор
описанных церемоний умиротворения тем, что не затормаживают агресссию,
но отводят ее от определенных сородичей и направляют на других. Я уже
говорил, что это переориентирование агрессивного поведения является од-
ним из гениальнейших изобретений эволюции, но это еще не все. Везде, где
наблюдается переориентированный ритуал умиротворения, церемония связана
с индивидуальностью партнеров, принимающих в ней участие. Агрессия неко-
его определенного существа отводится от второго, тоже опреде-

ленного, в то время как ее разрядка на всех остальных сородичей, ос-
тающихся анонимными, не подвергается торможению. Так возникает различие
между другом и всеми остальными, и в мире впервые появляется личная
связь отдельных индивидов. Когда мне возражают, что животное - это не
личность, то я отвечаю, что личность начинается именно там, где каждое
из двух существ играет в жизни другого существа такую роль, которую не
может сразу взять на себя ни один из

 

Назад                         Вперед