Например, пациентка, очень смущаемая идентификацией собственной личности, была

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Бэндлер Р. Гриндер Д. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона. Часть 103

 


 

же необходимо сделать замечание о находках в экспериментальной и клинической работе, смыкающихся на гипнотически индуцированных визуальных галлюцинациях. Например, пациентка, очень смущаемая идентификацией собственной личности, была индуцирована к визуализации большого количества хрустальных шариков, в которых она могла галлюцинировать целые серии отдельных жизненных опытов, делать объективные и субъективные сравнения и так создавать континуум своей жизни, от одного галлюцинированного переживания к другому. В ситуациях с реальным хрустальным шариком галлюцинируемые переживания были физически лимитированы в количестве, и изменение и наложение “сцен” много менее удовлетворительно.
Милтон X. Эриксон,
1967 Наш опыт как в гипнозе, так и в терапии многократно включал в себя для многих из наших клиентов различение, упомянутое ранее в комментарии к статье Хаксли, а именно, разницу между воображением картинки внутренним зрением и видением картинки внутренним зрением. Опыт воображения картинки - активность, возникающая в доминантном полушарии - это, по сути, конструирование визуального образа с использованием языковой системы как ведущей в процессе конструирования. Образы, появляющиеся в результате этого процесса, обыкновенно плохи по качеству, несфокусированы, тусклы, имеют лишь слабое сходство с образами, воспринимаемыми клиентом реально (глазами). Процесс видения картинки мысленным взором, очевидно, представляет активность недоминантного полушария. Здесь результирующие образы ясны и сфокусированы и весьма близки тем, которые видит клиент своими открытыми глазами. Клиенты будут весьма различаться по своей способности видеть картинки своим внутренним зрением. В общем, клиенты, имеющие в качестве наиболее развитой репрезентативной системы визуальную, будут отвечать наиболее удовлетворительно на эту методику визуального доступа к недоминантному полушарию. Гипнотизеру только требуется попросить клиента визуализировать, чтобы начать процесс трансовой индукции. В контексте терапии навык гипнотизера в идентификации и построении ответов клиенту в собственной репрезентативной системе клиента - одна из наиболее мощных методик.
Сообщение об этих двух случаях было представлено столь детально для иллюстрации натуралистического гипнотического подхода к детям. Редко, если вообще когда-нибудь, встречается
154

потребность в формализованной или ритуализировинной методике. Эйдетическое воображение ребенка, его готовность, его жажда и необходимость новых знаний, его желание понять и разделить с собой дела мира вокруг него, и возможности, предоставляемые “притворятельными” и имитационными играми - все служит созданию способности у него отвечать на компетентном и хорошем уровне на гипнотические предложения. Милтон X. Эриксон, 1967
Франц Бауманн , хорошо известный медик - гипнотизер из Сан-Франциско, специализирующийся на практике с детьми и подростками, использует методику доступа через визуализации в своих индукциях почти без исключения с устойчивыми результатами. Конкретно, он держит своих клиентов с закрытыми глазами за просмотром (таким образом) их любимых ТВ-программ. Визуальная работа фантазии, называемая Направленной фантазией (см. “Структуру Магии”-!, гл. 6, и “Структуру Магии”-11, ч. 1 для более полного обсуждения) - была тем приемом, которым каждый из авторов впервые заинтересовался в гипнозе как инструменте помощи клиенту в его изменениях. Наш терапевтический опыт также убедил нас в силе и эффективности визуализации как терапевтической методики еще до того, как мы стали осознавать, что поведение наших клиентов прекрасно соответствовало поведению, описанному гипнотизерами у клиентов, выполняющих визуальное задание в легком и средней силы трансах. Одна из методик, используемых гипнотизерами для индукции или углубления трансового состояния клиента, состоит в том, чтобы клиент был занят счетом. Эта методика служит нескольким целям. В настоящем контексте методика счета - специальный случай получения визуального доступа

 

Назад                         Вперед