Когда клиент слышит свой или чей-нибудь еще счет, он, похоже, одновременно

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Бэндлер Р. Гриндер Д. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона. Часть 104

 


 

к недоминантному полушарию. Когда клиент слышит свой или чей-нибудь еще счет, он, похоже, одновременно репрезентирует цифры, которые он слышит, как внутренний визуальный образ. Цифры, как и другие стандартные визуальные паттерны, хранятся в недоминантном полушарии;
таким образом, методика счета достигает бессознательной части мозга клиента. Относительная неэффективность счета как методики индукции и углубления транса для определенных клиентов теперь становится понятной, - это клиенты, способность которых к выходу на недоминантное полушарие для визуальной репрезентации еще надо развивать. С таким пониманием задачи счета как специального случая визуального достижения недоминантного полушария гипнотизеры, работающие с клиентами, которые имеют некоторую способность к визуальной репрезентации в своем мысленном зрении, могут усилить эффективность этой методики простым инструктированием клиента, например, чтобы он, сидя здесь и ритмически дыша, слушая звук считающего голоса, делал ясными, сфокусированными образы каждого из чисел при произнесении его названия, и каждый образ
155

был в разном цвете. Вслушивание в использованные клиентом предикаты, для идентификации его наиболее ценной репрезентативной системы, позволят гипнотизеру легко решить, будет ли эффективной индукция через визуализированный доступ. Фактически гипнотизеры разработали целые серии так называемых тестов внушаемости, которые они часто используют до начала стандартной индукции. Эти тесты внушаемости - просто путь тестирования в определении, имеет ли клиент способность использовать определенные репрезентативные системы. Например, отметьте предикаты, имеющие место быть в следующем отрывке из “теста внушаемости с сомкнутыми руками”/Вейзенкхофер, 1957/:
Я хочу от вас, чтобы вы сомкнули руки вот так... сжали их крепко, так крепко, как вы можете... Когда вы сделаете это, вы вскоре обнаружите, что ваши пальцы сплетаются между собой, ваши руки становятся склеенными вместе... ваши ладони и пальцы слипаются все больше и больше... более и более плотно сцеплены между собой.
В точности такой же тест внушаемости - то есть тест на возможности репрезентативной системы пациента - может быть легко модифицирован для того, чтобы служить как тест на визуализирование способности клиента. Конкретно, заменяя используемые предикаты и оценивая, насколько хорошо отвечает на это клиент, гипнотизер может сделать обоснованный выбор того, какой тип доступа к недоминантному полушарию он изберет. Например, используя индукцию Вейзенкхофера как образец, мы заменяем предикаты кинестетические на визуальные:
Я хочу, чтобы вы представили в вашем внутреннем зрении картинку ваших сомкнутых вместе рук. Посмотрите на ваши руки и увидьте ковш, темно-зеленого цвета, заполненный белым клеем. Внимательно наблюдайте, как белая жидкость падает, капая, через зубчатые, промятые стенки зеленого ковша...
Во многие из своих индукций Эриксон включает утверждения о буквах алфавита - например, напоминая клиенту о больших трудностях, которые он испытал в некий момент своей жизни, делая различие между бив, когда он учился написанию букв алфавита. Дополнительно к функционированию такого приема, как завуалированная инструкция, к возрастной регрессии, эти положения требуют визуальной репрезентации букв алфавита так же, как требуют этого последовательности чисел, оказываясь тем самым специальным случаем визуальной доступности ( к недоминантному полушарию). Если клиент проявляет малую или никакую способность создавать визуальные репрезентации недоминантного полушария, гипнотизеру не надо пытаться предпринимать выбор доступа к недоминантному полушарию через визуализацию. Разумеется, именно здесь Эриксон снова демонстрирует свою искушенность. Как он описывает в статье о Хаксли, как часть стандартной процедуры для Эриксона, он использует наиболее высоко оцениваемую репрезентативную систему
156

клиента, чтобы помочь ему в получении доступа к остальным.
В

 

Назад                         Вперед