Процедура конструирования генерализованного референтного индекса с предложенным

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Бэндлер Р. Гриндер Д. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона. Часть 118

 


 

же методику, которая раскрыта в предыдущем разделе, с дополнением также введения имени-обращения, которое он хочет, чтобы клиент поставил в позицию собственного существительного, когда он (клиент) будет генерировать сеть связанных глубинных структур, - а именно, несущий имя референтный индекс самого клиента. Процедура конструирования генерализованного референтного индекса с предложенным замещением существительного идентична по форме процедуре конструирования самого по себе референтного индекса с добавлением шага 4:
Шаг 4 - включить в предложение, которое получено из предыдущих 3-х шагов, в качестве обращения имя, которое вы как гипнотизер хотите, чтобы клиент поместил в набор связанных глубинных структур, генерируемых в процессе трансдеривационного поиска. Это добавление желаемого именного референтного индекса увеличивает вероятность того, что клиент выберет связанную глубокую структуру - ту, которая несет сообщение, являющееся направленным сообщением гипнотизера. Позиция его в предложении, в которое вставляется предложенное имя, производит различный эффект. Это будет обсуждаться под заголовком “Меньшие включенные структуры” .
НАРУШЕНИЯ ВЫБОРОЧНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
В любом естественном языке существуют слова, называемые предикатами, которые описывают отношения или процессы. Эти слова выбирают специфические категории опыта в модели говорящих на этом языке. Определенные процессы или отношения возникают только между специфическими частями моделей опыта говорящего. Например, используя английский, мы уверены, что процесс, называемый предикатом пить, никогда не имел места в опыте любого читателя, связанном с объектом,
178

обозначенным словом номинализация, как в предложении:
Номинализагщя выпила две кварты апельсинового сока. Лингвисты охарактеризовали тип странности, выражаемый этим предложением, как нарушение выборочных ограничений. Именно, предикат пить, как говорят, имеет выборочное ограничение, которое требует употребления его только с существительными , обозначающими живых существ. Так как слово номинализация не относится к обозначениям живых существ, предложение выше содержит нарушение выборочного ограничения, таким образом объясняющее его странность. Эриксон использует нарушения выборочного ограничения, чтобы усилить направленность клиента на трансдеривационный поиск смысла. Он говорит, например:
...растение томата может чувствовать себя хорошо... В стандартном использовании предиката чувствовать здесь происходит нарушение выборочного ограничения, которая требует, чтобы слово, проявляющееся как субъект, было животным или человеком. Для большинства говорящих на английском языке, предложение
...растение томата может чувствовать себя хорошо... может быть непонятным, так как растение томата не является для большинства носителей английского языка субъектом, способным чувствовать себя как бы то ни было. Поэтому для восстановления значения данного предложения слушатель данного предложения может обратиться к собственным механизмам трансдеривационного поиска с тем, чтобы найти более подходящий в его модели референтный индекс для субъекта, соотносимого с предикатом чувствовать. В результате клиент, не опознавая этого своим сознанием, может соотнести данное предложение с своим собственным текущим опытом, что позволит ему, найти для растения томата новый референтный индекс, обозначающий его самого, и тогда у него сформируется новая поверхностная структура:
...я (клиент) могу чувствовать себя хорошо...
Как и в случае генерализованного референтного индекса, степень соотнесенности предложения с нарушением выборочного ограничения с текущим опытом клиента зависит от глубины транса.
В пошаговой схеме процесс построения предложений с выборочными ограничениями похож на процесс создания генерализованного референтного индекса и может быть смоделирован как:
Шаг 1 - определить сообщение, о котором вы как гипнотизер хотите дать понятие подсознанию клиента;
Шаг 2 - построить предложение (или серию предложений),
которое переносит это сообщение открытым текстом;
Шаг 3 - заменить каждое присутствующее “собственное” наименование, несущее референтные индексы, затрагивающие клиента, на

 

Назад                         Вперед