- Потому что он никогда не делает того, что я говорю

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Джозеф О"Коннор, Джон Сеймор. Введение в NLP Часть 70

 


 

что Джордж не обращает на вас никакого внимания?
- Потому что он никогда не делает того, что я говорю.
Таким образом, в модели мира говорящего "делать то, что я говорю" равнозначно "обращению внимания на меня". Мягко выражаясь, это сомнительное предположение, По поводу такой комплексной эквивалентности и напрашивается вопрос: "Как именно забота о ком-то может означать необходимость делать то, что он говорит? Если вы обращаете внимание на кого-то, вы всегда делаете то, что он говорит?"
Чтение мыслей может быть подвергнуто сомнению вопросом: "Как именно вы узнаете, что ...?"
Метамодель восстанавливает связь между языком и индивидуальным опытом и может быть использована для:
1. Сбора информации.
1. Выяснения значения.
1. Идентификации ограничений.
1. Обнаружения новых выборов.
Метамодель является чрезвычайно мощным инструментом в бизнесе, терапии и образовании. Суть ее заключается в том, что люди с помощью слов создают различные модели этого мира, и, следовательно, вы не можете предполагать, что вы точно знаете то, что их слова обозначают.
Во-первых, метамодель позволит вам собрать высококачественную информацию в тех случаях, когда важно понимать точно, что люди имеют в виду. Если клиент пришел к терапевту с жалобой на депрессию, терапевту необходимо найти, что это значит в модели мира клиента, а не предполагать (скорее всего ошибочно), что он знает точно то, что клиент имеет в виду.
В бизнесе деньги могут быть выброшены на ветер, если менеджер поймет инструкцию неправильно. Сколько раз вы слышали печальный возглас: "Но я думал, что ты думал..."
Когда ученик утверждает, что он всегда делает ошибки в геометрических задачах, вы можете поинтересоваться, а был ли вообще когда-нибудь случай, когда он решил геометрическую задачу правильно, а также, каким образом ему удается столь упорно делать ошибки в геометрических задачах.
В метамодели нет вопросов "почему". Вопросы "почему" имеют мало ценности, в крайнем случае, ответы на них содержат оправдания или длинные объяснения, которые ничего не делают для того, чтобы изменить создавшуюся ситуацию.
Во-вторых, метамодель проясняет значение коммуникации. Она предлагает четкую рамку для вопросов: "Что именно вы имеете в виду?"
В-третьих, метамодель дает выборы. Убеждения, обобщения, номинализации и правила - все они устанавливают ограничения. Но эти ограничения существуют в словах, а не в мире. Постановка вопросов и нахождение последствий или исключений может открыть новые возможности. Ограничивающие убеждения можно идентифицировать и изменять.
Какое из искажений метамодели вы подвергнете сомнению, будет зависеть от контекста коммуникации и вашей цели. Рассмотрим следующее утверждение:
"Почему эти ужасные люди не прекратят своих постоянных попыток оказать мне помощь, это меня раздражает, Я знаю, что должен сдерживаться, но не могу".
Это утверждение содержит чтение мыслей и пресуппозицию (они пытаются надоедать мне), причину и следствие (это меня раздражает), универсальный квантификатор (постоянно), суждение (ужасные), модальные операторы возможности и необходимости (должен, не могу), неспецифические глаголы (оказать, раздражает, сдерживаться). номинализации (помощь), и неспецифические существительные (люди, это).
В такого рода примерах чтение мыслей, пресуппозиции и причинно-следственные связи заправляют горючим все остальное. Выделение этих нарушений будет первым шагом в направлении изменений. Номинализации, неспецифические глаголы и неспецифические существительные являются наименее важными. Остальные: обобщения, универсальные квантификаторы, суждения, сравнения и модальные операторы -

 

Назад                         Вперед