Для каждой из целей, перечисленных

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Лесли Камерон-Бэндлер, Дэвид Гордон, Майкл Лебо Часть 148

 


 

объяснить, продемонстрировать, или обеспечить вашего ребенка ощущениями, служащими примером того, что именно ДЕЛАТЬ.
3. Для каждой из целей, перечисленных вами для вашего ребенка, конкретизируйте, какие именно из видов поведений и реакций являются для вас показательными для этой цели.
ЦЕЛЬ




КОНКРЕТНЫЕ СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ И РЕАКЦИИ





Теперь, когда у вас есть конкретная цель, что вам делать дальше? Общий ответ -- что вы обеспечиваете вашего ребенка ощущениями, которые, будем надеяться, помогут ему или ей в понимании того, что, по вашей мысли, ему или ей надо освоить. Мы можем далее конкретизировать этот ответ путем деления учебных понятий на три типа, которые мы находим полезными.
Во-первых, если ваш ребенок еще малыш (младше шести или семи), очень часто, единственное, что требуется в смысле обеспечения руководством, это объяснение и/или показ примеров поведений и реакций, которых вы ожидаете от них. Маленькие дети зачастую еще не имеют сформулированных эквивалентов критериев для многих жизненных навыков и свойств. Отсутствие предубеждений, в совокупности с ненасытным детским аппетитом к обучению, создает гигантскую готовность поглощать и подражать этим объяснениям и демонстрациям. Это видно на примере того, как Пол объяснил Алексу значение кражи карандаша, а затем показал, как вернуть украденное и попросить прощения. Это обеспечило Алекса набором знаний, которые он смог бы затем использовать в сходных ситуациях.
Второй стратегией по обеспечению знаниями, является создание ощущения отрицательных (неприятных, опасных, презираемых) последствий при непроявлении отдельных навыков или свойств. Пример этого мы видели у Милтона Эриксона, с извинениями повторно будящего своего сына, чтобы напомнить ему о том, что надо вынести мусор. Аналогично, мы знаем отца, чей сын-подросток непрестанно дразнил остальных членов семьи. Исполненный решимости что-то с этим сделать, отец подошел к сыну и начал жестко бить его кулаком по руке. Вначале мальчик принял это за шутку, но когда отец продолжал колотить его, мальчик рассердился и хотел, чтобы отец перестал. Папа этого не сделал, и раздражение мальчика перелилось в злость и негодование. После того, как мальчик стал совершенно разозленным и доведенным до исступления, его отец перестал и сказал просто: "Вот как мы воспринимаем твое передразнивание." Поддразнивание прекратилось. И вновь, ощущение отрицательных последствий (для семьи) поведения, знания, которые можно было бы затем использовать для уточнения собственного мышления и поведения, было тем, чем обеспечил этот человек своего сына. Случай с Лиз, обеспечившей свою дочь восприятием укуса, является другим примером обеспечения опытом с негативными последствиями.
Третья стратегия вовлекает обеспечение вашего ребенка знаниями положительных (приятных, вознаграждающих, внушающих любовь) последствий от действий определенным образом. Например, один наш знакомый, который хотел научить своего сына настойчивости, приобрел очень простую модель самолета и руководил сыном при ее сборке. Как только мальчик спотыкался при сборке, его отец задавал наводящие вопросы, которые дали мальчику возможность продолжить, а затем хвалил своего сына за способность это сделать. После повторения таких же взаимодействий несколько раз с дополнительными и все более трудными моделями, мальчик начал проявлять настойчивость в своем собственном поведении. То есть, как только после этого натыкался на препятствие, он, естественно, допускал, что и усердно искал верный путь.
4. В основе всех приведенных выше примеров -- ОБУЧЕНИЕ, как на воспринимаемое в плоскости будущего

 

Назад                         Вперед