На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

ОШО. ПУСТАЯ ЛОДКА Часть 120

 


 

Он не знает? Он всемогущ, Он всеведущ, Он всезнающ, Он
видит все, так зачем же что-то еще говорить?"
Киркегард добавляет: "Много лет подряд я разговаривал с ним, а
потом я внезапно осознал, как это глупо. И я перестал говорить,
я замолчал. А потом, спустя еще много лет, я обнаружил, что даже
молчание не подходит. И тогда я сделал следующий шаг, я стал
слушать. Сначала я говорил; потом я не говорил; -- а потом я
слушал".
Слушание отличается от пребывания просто в молчании, ибо просто
молчание -- оно негативно, отрицательно по своей сути; слушание
же позитивно. Пребывать в молчании -- это пассивно, но слушать
-- это пассивность бдительная, это ожидание чего-то: вы ничего
не говорите, но ожидаете всем своим существом. Слушание обладает
силой, энергией, глубиной. И Киркегард написал: "И когда я,
наконец, начал слушать, тогда, впервые в жизни, ко мне пришла
молитва".
Но это слушание выглядит совершенно бесполезным, и в особенности
-- прислушиваться к неведомому; вы даже не знаете, есть ли оно
вообще, где оно, что оно такое. Молчание бесполезно, полезной
выглядит болтовня. Благодаря разговору можно достичь весьма
немало; имея хорошо подвешенный язык, вы можете, постаравшись,
добиться в этом мире многого. И поэтому вы считаете, что для
того, чтобы стать религиозными, тоже нужно постараться, нужно
приложить усилия.
А Чжуан Цзы утверждает: "Религия начинается лишь тогда, когда вы
поняли никчемность всей вашей деятельности, и предались полной
ее противоположности, бездействию, неделанию, когда вы остаетесь
пассивным, когда вы стали совершенно бесполезным".
А теперь заглянем в сутру, в Бесполезное.

Хуэй Цзы заметил Чжуан Цзы:
"Все твое учение сосредоточено на бесполезном".

Такое учение выглядит совершенно нест'оящим, но Чжуан Цзы и его
мастер Лао Цзы всегда учили именно бесполезному, они всегда
превозносили тех, кто абсолютно бесполезен.
У Чжуан Цзы есть история об одном человеке, горбуне. Всех юношей
в его городе забрали в армию и послали на войну, ведь от всех от
них была польза для армии. Это миновало только одного мужчину,
того горбуна, так он был бесполезен из-за своего уродства.
"Старайся походить на этого горбуна, старайся быть столь же
бесполезным, чтобы тебя не убили в каком-нибудь сражении", --
советует Чжуан Цзы.
Они, Чжуан Цзы и Лао Цзы, продолжают восхвалять бесполезное,
ибо, по их словам, от полезного всегда одни только затруднения.
Если от вас есть польза, мир будет вас эксплуатировать, все
будут готовы использовать вас, манипулировать вами,
контролировать вас. Но если вы бесполезны, то никто на вас даже
не взглянет, люди позабудут про вас, они оставят вас в покое,
они не будут вам досаждать, не будут вас беспокоить. Ваше
существование вообще пройдет для них незамеченным.
Так было со мной. Так есть со мной. Я бесполезен. В детстве я
мог сидеть совсем рядом с матерью, а она, оглядываясь по
сторонам, замечала: "Надо бы сходить на рынок за овощами, но я
ума не приложу, кого бы мне послать" -- а я сидел прямо напротив
нее! Она могла сказать: "Никого не найти, надо же , вообще
никого нет в доме -- некого послать за овощами!" Я, бывало,
смеялся про себя -- я был настолько бесполезен, что она не
только не могла отправить меня на рынок, но и вообще меня не
замечала.
Однажды к нам в гости приехала моя тетка, которая ничего не
знала о моей бесполезности. Моя мать в очередной раз
воскликнула: "Опять никого нет дома, чтобы сходить на рынок. Все
дети вечно где-то бегают, а слуга заболел, что же

 

Назад                         Вперед

Современные средства устранения депрессии: быстро и эффективно!

Подробнее