На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

ОШО. ПУСТАЯ ЛОДКА Часть 159

 


 

цветок -- и он потеряет свою красоту, великолепие ушло.
Он был прекрасен лишь мгновение назад, когда он был соединен с
корнями, с землей. Отделенные от корней, вы плывете, будучи
(многими) эго. Вы больны, и вы останетесь больны; ничто не может
вам помочь. Все ваши усилия, сколь угодно умные, потерпят
поражение.
Лишь в целом вы красивы.
Лишь в целом вы прекрасны.
Лишь в целом возможна грация.
Это не из-за хитрости человек Дао проходит беспрепятственно
сквозь стены и входит, не сгорая, в огонь. Это:

Не из-за хитрости или дерзости,
и не потому, что он обучен --
но потому, что он разучился.

Обучение направлено к эго; обучение усиливает эго. Вот почему
пандиты, брамины, книжники имеют утонченнейшие эго. Обучение
расширяет их границы, расширяет возможности, учение создает им
пространство, придает им объем. Они становятся распухшими,
самовозвеличенными, эгоистичными. Все их существо теперь отдано
в эксплуатацию эго.
Чем более человек учен, тем труднее с ним жить, тем труднее
иметь с ним дело, и тем труднее для него добраться до храма. Для
него почти невозможно познать Бога, поскольку он сам теперь
живет, как возвышенный, а возвышенный имеет свою собственную
жизнь -- теперь это эгоистичный возвышенный. Это засасывает. Чем
больше вы знаете, тем меньше надежды на рождение молитвы.
Таким образом, говорит Чжуан Цзы, это не из-за хитрости; он не
рассчитывает, он не хитер и не дерзок, ибо дерзость, хитрость,
расчет -- это все части эго. Человек Дао ни трус, ни храбрец. Он
не знает, что такое храбрость, что такое трусость. Он живет. Он
не самосознателен не потому, что он выучился, но потому, что он
разучился. Вся религия -- это процесс разучивания. Обучение --
это процесс эго, разучивание -- это процесс не-эго. Наученная,
ваша лодка полна, полна вами.

Когда у Муллы Насреддина был паром, и, если времена наставали
тяжелые, он зарабатывал на жизнь тем, что перевозил пассажиров с
одного берега реки на другой.
Как-то раз великий книжник, грамматик и пандит переправлялся
через реку на его пароме. Этот пандит спросил Насреддина:
"Скажи-ка, лодочник, а знаешь ли ты Коран? Изучал ли ты
писания?"
"Нет, некогда мне", -- отмахнулся Насреддин.
"Да, тогда половина твоей жизни прошла зря", -- изрек пандит.
В это время налетел ураган, маленькую лодку закружило и понесло
понесло от берега. Поднявшиеся волны перехлестывали через борта
и лодка быстро наполнялась водой. В любой момент она могла
затонуть. Насреддин поинтересовался: "Скажите-ка, господин
учитель, а знаете ли вы, как плавают?"
Тот человек очень испугался, весь покрылся холодным потом.
"Нет", -- признался он.
"Да, тогда _вся_ ваша жизнь прошла зря, -- заметил
Насреддин, перелезая через борт. -- Ну, я поплыл!"

Итак, этой лодке не достичь другого берега. Но люди думают, что
обучение может стать для них лодкой или обучение может заменить
им умение плавать. Нет! Ну как могут писания стать лодками? Нет,
они чересчур тяжелы. С ними вы можете утонуть, но пересечь реку
на них невозможно. Разучивание освобождает вас от веса;
разучивание делает вас вновь невинными.
Когда вы не знаете, то что происходит в этом незнании? Самое
прекрасное явление... Величайший экстаз приходит к вам тогда,
когда вы не знаете -- когда вы не знаете, рождается тишина,
безмолвие. Кто-то задает вопрос, а вы не знаете. Жизнь -- это
головоломка, а вы не знаете. Повсюду таинство, а вы стоите там,
не зная, удивляясь. Когда вы не знаете, появляется восхищение,
удивление, а удивление -- это самое религиозное качество.
Глубочайшее религиозное качество -- удивление,

 

Назад                         Вперед

Нервозность? Усталость? Депрессия? Избавиться легко!

Подробнее