В этом случае личность имеет два сообщения, одно из которых явно более

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Мюриел Джеймс, Дороти Джонгвард. РОЖДЕННЫЕ ВЫИГРЫВАТЬ Часть 46

 


 

получает сообщение, возможно и невербальное, "Поделом тебе", позже может получить сообщение "Будь осторожен, когда переходишь улицу". В этом случае личность имеет два сообщения, одно из которых явно более конструктивно, чем второе.
Контрсценарии часто основаны на лозунгах и девизах, подобных предписаниям, полученным от Родителя отца или Родителя матери ребенка. Клод Стейнер полагает, что "колдовское предписание намного более могущественно и значительно, чем контрсценарий..." (16). Хотя личность может испытывать колебания при выборе между деструктивным сценарием и более конструктивным контрсценарием, последний также может быть неудачным.
Роли и темы жизненных драм
Получив предписания, ребенок принимает психологические позиции и устанавливает роли, необходимые для осуществления своей жизненной драмы. Когда роли определены, Ребенок личности выбирает людей и манипулирует ими, чтобы присоединить их к списку действующих лиц. Например, близкие друзья стремятся основывать свой дружеский выбор на дополняющих друг друга сценариях.
Честолюбивый молодой человек, чей сценарий - преуспеть в жизни, нуждается в такой партнерше, которая была бы заинтересована помочь ему осуществить это. Он ищет образованную, хозяйственную, также честолюбивую женщину, которая не расстроила бы его драматические планы. С другой стороны, она выбирает его потому, что он подходит для требуемой по ее сценарию роли. Даже планируя увеселительную поездку, эти двое, вероятно, включат лишь тех, кто может играть роли, способствующие осуществлению их сценария.
Аналогичный выбор происходит, когда женщина, принявшая позицию "Мужчины - это шалопаи", несколько раз выходит замуж за "шалопая". Роль ее сценария основана на позиции, что "Мужчины - не о'кей". Она придирается к мужу, жалуется на него всем, что постепенно делает его жизнь невыносимой (муж при этом имеет свою роль в этой игре) и, таким образом, способствует осуществлению собственных предсказаний. В конце концов она вынуждает его уйти. Затем она может сказать: "Вот видишь, я же говорила. Мужчины - это шалопаи, которые бросают тебя при первой же трудности".
Ипохондрики обычно манипулируют другими, занимая позицию слабых и беспомощных. Их партнер, вероятно, реагирует на "приманку" как Спаситель, или как Преследователь, или как тот и другой одновременно, а впоследствии может сам почувствовать себя Жертвой. Если ипохондрик откажется от позиции беспомощности, то его супруга, которая не готова к изменению позиций, может стремиться к обострению болезни своего партнера с тем, чтобы восстановить прежние ролевые отношения. С другой стороны, если супруга первая решит не играть ожидаемую роль, ипохондрик может проявлять более выраженные симптомы болезни или искать кого-либо другого, кто будет играть роли Спасителя и Преследователя.
Иногда жизненная драма требует ухода одного партнера главного героя и выхода на сцену другого. Этот процесс часто наблюдается в браках мужчин, занятых профессиональной деятельностью, которые в течение многих лет нуждаются в работающей жене, умеющей аккуратно обращаться с деньгами. Однако когда такой мужчина достигает успеха в своей профессии и начинает переходить на другой социальный уровень, его сценарий может потребовать партнера с другими способностями.
Супругов, руководителей, друзей и врагов часто выбирают из-за возможности манипулирования ими. В качестве расплаты за такой выбор партнеры должны быть способны играть "правильные" игры и исполнять роли, необходимые для осуществления сценария. Перлз описывает две основные манипуляторские позиции, называя их "Собака-сверху" и "Собака-снизу":
"Собака-сверху" - обычно праведный и авторитетный человек. Он знает все лучше всех. Он иногда бывает прав, но всегда во всех

 

Назад                         Вперед