Собака-сверху - это Преследователь, который все время говорит: Ты должен или Ты не

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Мюриел Джеймс, Дороти Джонгвард. РОЖДЕННЫЕ ВЫИГРЫВАТЬ Часть 47

 


 

ситуациях ведет себя как праведник. "Собака-сверху" - это Преследователь, который все время говорит: "Ты должен" или "Ты не должен". "Собака-сверху" манипулирует другими, предъявляя им требования и предсказывая им несчастья: "Если ты не сделаешь так, то тебя не будут любить, ты не попадешь в рай, ты погибнешь" и т.п.
"Собака-снизу" манипулирует другими, ища у них защиты, стараясь подольститься к ним, играя плаксу или нечто подобное. "Собака-снизу" беспомощен. Если "Собака-снизу" - это Мики Маус, то "Собака-сверху" - это Майти Маус. "Собака-снизу" часто использует выражения: "Как-нибудь потом", "Я делаю все возможное", "Видишь, я стараюсь изо всех сил, и не моя вина, что у меня ничего не выходит", "Что поделаешь, если я забыл день твоего рождения", "У меня были самые добрые намерения". Как видно, "Собака-снизу" является более искусной ролью, и обычно играющий ее достигнет большего, чем более примитивный "Собака-сверху".
Таким образом, "Собака-сверху" и "Собака-снизу" по-своему стремятся добиться контроля- Подобно каждому родителю и ребенку, они борются друг с другом за власть (17).
Многие роли исполняются с манипуляторских позиций "Собака-сверху" или "Собака-снизу". Однако самые распространенные драматические роли могут быть определены как Преследователь, Спаситель и Жертва. Эти роли являются истинными, если их не разыгрывают, а они действительно соответствуют ситуации. Некоторые истинные роли:
Преследователь: Тот, кто устанавливает необходимые границы поведения или кому поручено проводить в жизнь правила и законы.
Жертва: Тот, кто предназначен для дела, но кому отказано в нем из-за происхождения, пола или религиозной веры.
Спаситель: Тот, кто помогает личности, которая чувствует себя неполноценной, добиться восстановления своих прав и самоуважения.
Когда эти роли являются лишь масками, они нечестны и служат для манипулирования. Далее в этой книге они означают манипуляторские, нечестные роли:
Преследователь: Тот, кто устанавливает неоправданно строгие границы повеления или кому поручено выполнять правила и кто делает это с садистской жестокостью.
Жертва: Тот, кто не способен к работе, но притворно заявляет, что ему отказывают в ней из-за его происхождения, пола или религиозной веры.
Спаситель:
Тот, кто надевает маску "полезного человека" для того, чтобы держать остальных в зависимости от себя.
Манипуляторские роли являются частью системы вымогательств и игр, которые входят в сценарий личности. Личность может играть в игру, подражая поведению родителей. Тем не менее игры, как правило, играют в состоянии Я Ребенка. Ребенок, начинающий игру, предполагает "зацепить" Родителя и Ребенка в других игроках. Манипуляторские роли используют, чтобы вызвать или привлечь других отреагировать определенным образом и тем самым подкрепить ранние психологические позиции Ребенка.
В том, что, находясь на многих жизненных сценах, личность знает, как играть все роли во всех играх, нет ничего удивительного. Каждый способен, переключаясь, играть три основные роли: Жертва, Преследователь, Спаситель. В трансакционном анализе их называют "Драматическим треугольником" (18) (см. рис. 27).
Карпман пишет:
Для описания эмоциональных изменений, составляющих драму, драматическому анализу необходимо только три роли. Эти игровые роли, в отличие от истинных ролей, описанных ранее, называют Преследователь, Жертва и Спаситель. Драма начинается тогда, когда эти роля устанавливаются или предвкушаются аудиторией. Драмы не происходит до тех пор, пока не происходит включение в роль... Драма подобна трансакционным играм, но имеет большее число событий, большее число смен ролей в каждом событии, и в ней

 

Назад                         Вперед