Метафоры активно задействуют все органы чувств, вызывают яркие зрительные

На главную страницу сайта "Судьба и здоровье"

 

Гарри Олдер. Берил Хэзер. NLP. Полное практическое руководство. Часть 91

 


 

другого выступления, хотя прекрасно помним историю или анекдот, услышанные много лет назад. Метафоры активно задействуют все органы чувств, вызывают яркие зрительные впечатления, способствуют воображению звуков и ощущений. Они делают общение по-настоящему живым. Речь, состоящая из абстрактных, не связанных с ощущениями понятий, регистрируется разумом совершенно иначе, менее эффективно. Когда вы пользуетесь метафорами, слушатель лично отождествляется со зрительными картинами и звуками, которые порождает созданный вами образ. При этом собеседник «регистрирует» смысл и запоминает разговор. Способность заставить слушателя запомнить содержание беседы связана с умением выбирать или создавать подходящие для общения метафоры.




Самоанализ и озарения

Помимо прочего, вы можете использовать метафоры как мощное средство саморазвития и терапии. Вопрос: «Что, если бы я был..?» поможет вам вступить в общение с собственным подсознанием. Это происходит по-разному. Метафора может подразумевать, например, предмет или сущность (скажем, дерево, здание, автомобиль, персонаж хорошо известного сюжета, животное, растение и все прочее). Этот процесс приводит в действие интуитивно возникающие идеи, которые обычно отражают ваши подсознательные намерения и ценности. Таким образом, с помощью метафор вы можете получить доступ к правому полушарию.

С другой стороны, вы можете воспользоваться сравнением с природным процессом: увяданием листьев, зимней спячкой, восходом и закатом солнца. Не исключайте и механические процессы, такие как железнодорожную поездку или постройку плотины. Наконец, вы можете рассказать историю, в которой слушатель без труда отождествляется с главным героем. История должна остаться незаконченной либо иметь намек на оптимистический финал. Вам не следует придумывать точный ответ или решение. Основная сила метафор кроется в ассоциациях, которые они вызывают у слушателей.

Сходным образом, вы можете создать метафору даже на основе одного слова, использованного собеседником, как мы показывали на примере «военного лексикона». Помимо прочего, при использовании метафоры из сферы особых интересов слушателя, вы одновременно устанавливаете раппорт. Как мы уже говорили, вам не следует вкладывать в метафору практический смысл и предлагать собеседнику какое-либо «решение». Его подсознание самостоятельно найдет толкования и практические следствия, само примет «решение» или поставит новые вопросы. Утилизация метафор собеседника сродни присоединению к его переживаниям (см. пятый урок). Этот прием поможет вам выстроить раппорт и разрешить непреодолимые на первый взгляд трудности.




Выявление проблем

Сложные метафоры способны разрешить множество проблем, хотя говорящий не прикладывает никаких усилий к поиску решения и может даже не подозревать о существовании проблемы. Например, метафора может быть связана с текущими сложностями на работе, а через несколько дней вы доймете, что она вполне применима к вопросам семьи и личных взаимоотношений. Метафора приводит в действие ваши собственные ресурсы и оказывается связанной именно с вашими проблемами. Это означает, что она ничем не ограничивает ваши собственные воодушевляющие прозрения. Во многих случаях метафора помогает выявить проблему, а не решить ее, но когда подлинная трудность обнаружена, решение не заставит себя ждать. Вы легко убедитесь в этом на примере одной метафоры, обращенной к группе слушателей. Она одновременно вызовет разнообразные озарения, разрешающие проблемы нескольких слушателей – независимо от различий в их взглядах и характере проблем. Такой прорыв – «Да, теперь я понимаю!» – мы объясняем личным толкованием, восприятием метафоры слушателями, а не красноречием говорящего.

Когда-то авторы этой книги работали в одной организации, чья деятельность столкнулась с проблемой чрезмерного роста. Она безостановочно расширялась, окрыленная успехами, но без каких-либо планов на будущее. Различные отделы

 

Назад                         Вперед